будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Культура

«2in1»: 4 дня кинематографического ЛСД

«2in1»: 4 дня кинематографического ЛСД
2in1
Афиша фестиваля . Источник: "2in1" (2011)

Фестиваль «2in1», помимо очевидных своих достоинств, хорош тем, что на него иногда привозят фильмы, которых больше вообще нигде не посмотришь. Например, малайзийского «Sell Out!», завезенного в 2009 году, я потом не нашел ни в торрентах, ни в Куала-Лумпуре. Малайцы, заметил, отечественное кино вообще-то не очень продвигают – приваливают голливудскими DVD, словно извиняясь за свою кинематографию, – а фильм Ю Жун Ханя провалился еще на премьере, поэтому ничего удивительного. В мск его тоже не оценили: это была лучшая картина из конкурсной подборки, а наград ей не дали никаких. 

В этом году Алексей Медведев пообещал не меньше чем ЛСД-трип – сказал, что будут «фильмы, которые сохраняют способность удивлять», «разрушают привычные культурные коды и создают новые», «меняют наше восприятие, наш взгляд на мир», «приглашают нас в пространства, куда мы вряд ли забрели бы по доброй воле». Пришлось брести, потому что ЛСД в этом паскудном городишке, не имеющем порта, тоже не достать. Тут в ходу наркота, которая только сужает сознание (белый или винтовой приход – когда оргазмируешь, хоть ты по уши в говне непонятно где), и кинопродукция с тем же эффектом.

Конкурсных фильмов, отвечавших всем перечисленным параметрам, было немного. Строго говоря, всего один – «Голова – руки – сердце» чешского режиссера Давида Яржаба. 

 

Кадр из фильма «Голова – руки – сердце»

 

В 1910-е годы, накануне Первой мировой, оккультисты додумались, что во время войны массовая гибель людей высвобождает особую энергию, которая распыляется без всякой пользы. Ее научились аккумулировать с помощью полковника фон Гауквица. Полковник умирает во время очередного сеанса, а после смерти его расчленяют, и части тела, вынесенные в название фильма растаскиваются оккультными сектами по разным частям света. 

Сюжет кодируется десятками кодов одновременно, тавтологично и непоследовательно, в итоге создается сюрреалистическая мешанина, в которой Давид Яржаб посоветовал даже не пытаться разобраться логически. Сделать это, безусловно, можно, но режиссер на пресс-конференции сказал, что замысел фильма складывался аж с 1995 года, так что комментировать его тут в двух словах смешно. 

«Сut» – фильм о битве за кинематограф в сортире – иранский режиссер Амир Надери снял в Японии (в английском слово многозначнее, поэтому оставлено без перевода). Суци (Hidetoshi Nishijima) – режиссер-синемафил, не выходящий из творческого кризиса, организовывает камерные кинопоказы черно-белой классики, на которые собирается по 20 человек, и одиночные пикеты: орет на токийцев в рупор мутно-банальные лозунги о чистом искусстве и коммерциализации кино. И так до тех пор, пока не выясняется, что его брат, спонсировавший этот фанатизм, задолжал кучу бабла мафии и был пристрелен.

 

Кадр из фильма «Сut»

 

Японская мафия предлагает Суци игру: долг он будет отдавать позволяя себя избивать. Действо разворачивается в сортире, где убили его брата (герой утверждает, что там ему не больно) и доводится до шизофрении: две недели в сортире собираются садисты и серией ударов превращают Суци в сочащийся кровью кусок мяса.

 

Но шизофрения не в этом. Бить живого человека кулаком по морде приятно только до некоторых пор,  пока он сохраняет способность к деформации после снятия напряжения, проще говоря, – упругость. Когда он превращается в мясо – это уже неинтересно и неприятно.

 

На этой стадии уместнее кромсание ножом, свежевание и распиливание костей. Суци же продолжают бить с нереалистичным азартом, по очереди, методично, под дых, по морде, по морде, по дых… Фильм длится 2 часа (хотя сюжет спокойно укладывается в стандартный хронометраж), над сценарием работали четыре человека (иранцы и японцы).

Суци отрабатывает свой лозунг с плаката «Cinema is not a whore – cinema is art», т.е., сам выполняет работу шлюхи, в каком-то смысле расплачиваясь телом за то, чтобы в итоге снять фильм. Главный якудза по ходу игры выдумывает дополнительные условия: за сортир приходится платить ренту сверх долга.

Герой столько прожил в своем параллельном cinema-мире, что частично там прописался, чем и объясним такой высокий болевой порог. У него есть энергетические подпитки: собственно место бойни (вышеупомянутый сортир), аутотренинг из ТОП-100 лучших фильмов всех времен по его версии (во время экзекуции он повторяет названия фильмов) и медитации на могилах японских режиссеров. Плюс фанатизм, съевший ему мозг вместе с теми участками, которые обрабатывают сигналы от ноцицепторов и болевых рецепторов: в перерывах между мордобоями герой продолжает орать в мегафон лозунги. Выглядит это смешно, но примерно тот же набор идей, почти теми же самыми словами режиссер с персидской прямолинейностью предельно серьезно высказывает в интервью.  

Если оценивать фильмы с точки зрения, стоит ли кино того, чтобы получить за него по морде или под дых, фильм Надери того явно не стоит. И сколько найдется таких фильмов в истории кинематографа?

 

Кадр из фильма «Пожары»

 

Канадец Дени Вильнев до того как начал снимать фильмы был клипмейкером. «Пожары» (Incendies) – клип наоборот, т.к. состоит из сплошных длинных планов – лонг тэйков, самтаймз эксессив лонг. Брату с сестрой нотариус зачитывает завещание матери, которое кажется предсмертным бредом. Им предписывается найти умершего отца и брата, которого у них никогда не было. Когда в этом бреде придется разбираться, вскроется длинная предыстория (= история жизни матери); информация выдается порциями, как полагается в детективе. На 80-й минуте нотариус произносит: «Смерть никогда не бывает концом истории, всегда остаются следы».

 

Поиск следов – фабула фильма, с тайной рождения и эффектным инцестуозным завихрением в духе «Таинственной матери» Хораса Уолпола (The Mysterious Mother, 1768). Сценарий «Пожаров» основан на одноименной пьесе ливанского драматурга Важи Муавада (Wajdi Mouawad), так что эдипов комплекс сюжету, возможно, передался по драматургической линии.

 

На ее фоне разыгрывается параллельный сюжет – роман воспитания: если сестра Жанна покорно едет на Ближний Восток, где сталкивается со скандальными тайнами, то брат ее Симон (Максим Годет / Maxim Gaudette, похожий на молодого Высоцкого) едва ли не до последнего истерит, как подросток в пубертате, требует обычных похорон, потом все же соглашается исполнять бредовую духовную, но со своими условиями; его приходится отговаривать, как ребенка, от попыток разрубить узел загадок (в конце концов его психозы угрожают прервать историю, что  непростительно), этот сюжет – история его взросления.

 

Максим Годет. Кадр из фильма «Пожары»

 

Бразильский фильм «Тяжелая работа» (Hard Labor), по характеристике Алексея Медведева, – смесь производственной драмы с хоррором.  

 

Марко Дутра предупредил, что фильм на родине собрал хорошую прессу и даже «повысил уровень кинокритики». Придется теперь этот уровень немного приспустить: слагаемых у фильма всего два.

 

Рецепт японской мистики, в которой таинственность нагнетается вокруг незнамо чего, а в финале все оставляется ни хрена не понятным, внахлест с бразильской социалочкой (безработица, пытающиеся легализоваться мигранты, и проч.). Слой первый: домохозяйка старается поднять продуктовый магазин; мужа, который ее спонсировал, очень не вовремя увольняют и он мыкается по биржам и курсам для безработных. Слой второй: вокруг супермаркета бегает собака, которая чует нечистое, в конце из стены выкапывается труп гниющего там птеродактиля, обливается бензином и безбожно сжигается.

 

Кадр из фильма «Тяжелая работа»

 

Птеродактиль как-то невнятно рифмуется, во-первых, с чучелом мутировавшего пса из сцены в зоологическом музее, куда от безделья забредает с дочерью глава семейства, и, во-вторых, с финальной сценой бесполезного тренинга для безработных, где штатный психолог-эзотерик заставляет никому не нужных менеджеров высвобождать первобытную энергетику.

 

Сорежиссеров (и соавторов сценария) явно забавляют трактовки, которые кинокритики городят вокруг их непонятного сюжета. Экономика у бразильцев объясняется мистикой: профицит упирается в труп птеродактиля, и это главная проблема малого бизнеса – не только в Бразилии.

 

В деревнях коровы не доятся потому что на них порчу навели, в городе торговля не идет потому что в стене птеродактиль гниет. На самом деле мистика в этом магазине меркнет и блекнет перед тупостью и некомпетентностью. Деньги, которых и так нет, домохозяйка тратит невообразимо глупо – например, ставит в магазин какого-то дебильного поющего санта-клауса, вместо того чтобы организовать круглосуточную работу. Самого птеродактиля надо было не сжигать, а сообщить о находке в газеты и выставить в витрине, а потом продать тому же зоомузею в комплект к собаке.

«Терри» Азазеля Джейкобса – самый прозрачный и легкий фильм из конкурсной подборки, привет с «Санденса». Терри – подросток, которого в школе постоянно унижают, потому что он жирный и ходит в школу в пижаме. Родителей у него нет, живет с полувменяемым дядей, который в драгоценные минуты просветления пишет что-то бесполезное, предпочитая не тратить их на мальчика. О Терри начинает заботиться директор школы, у которого, как выясняется, подобралась кунсткамера лузеров. Терри чувствует неизящные педагогические уловки, с другой стороны – желание помочь. Когда стремление быть исключительным объектом заботы удается умерить, «клуб неудачников» станет первым шагом к социализации.

 

Кадр из фильма «Терри»

 

Представлять фильм приехала 15-летняя актриса. Она сыграла в фильме девочку, которой одноклассник на уроке труда засунул между ног палец (и потом давал его всем нюхать в туалете), с тех пор вошла в кунсткамеру и сперепою чуть было не дала заглавному герою картины.

 

Спрашивать у нее было совершенно нечего, кроме разве что – а тебе мальчики уже засовывали свои пальчики туда? Но она приехала с матерью, а при ней этот вопрос как-то сам собою замялся.

 

Фильм «Америка» (América) португальца Жоао Нуно Пинто (João Nuno Pinto), как и 90% произведений на эмигрантскую тематику, – грузит. Жизнь португальского притона, в пристройке к которому притулились украинские эмигранты. Все стараются устроить свою жизнь как получше, но жить приходится как получается; это содержание и мораль фильма.

 

Кадр из фильма «Америка»

 

Русскую эмигрантку в исполнении Чулпан Хаматовой, вокруг которой по замыслу должна была заворачиваться вся драматургия, совершенно затмевает похотливая и эмансипированная бандерша-испанка (María Barranco). Ее амплуа интереснее, она подстегивает ленивых или опасливых мошенников. Ей все равно чем зарабатывать: обворовывать старушек или подделывать паспорта для всякой шушеры (в конце она решает освоить кардинг по интернету, о котором представления у нее самые смутные) – главное чтоб нечестно; такое неутомимо-комическое зло.

Бычара (Bullhead) – полнометражный дебют бельгийца Михаэла Р. Роскама. Сценарий подсказан реальными газетными скандалами 12-летней давности об убийстве ветеринарного инспектора, наехавшего на фермеров, которые пичкали скотину запрещенными гормонами роста. На публицистично-зоотехническом фоне из мяса, ферм и гормонной мафии разворачивается история главного героя, которому в детстве полусумасшедший сын мафиози размозжил в кашу яйца булыжником за то, что он подглядывал, как тот дрочит в компании на укромной лужайке (эпизод, если он не автобиографический, мог прийти из «Оно» Стивена Кинга). Кино снималось с замахом на блокбастер (и номинировалось от Бельгии на «Оскар»); планировалось даже увеличить хронометраж до 3 часов, чтобы получилось «Однажды в Бельгии», и следы этого замаха видны.

 

Кадр из фильма «Бычара»

 

«Когда-то река была человеком» (Der Fluss war einst ein Mensch) – первый полнометражный фильм Яна Цабайля (Jan Zabeil, 1981 г.р.). Цабайль не приехал – сломал ногу (Алексей Медведев по этому поводу ядовито заметил: «такой молодой, а уже такой занятый», прозвучало как «пиздодельный»). В его фильме немецкий актер отправляется путешествовать по Африке на каноэ. Проводник завозит его в дебри и помирает. Немец сначала добросовестно забирает с собой труп на каноэ, но он начинает разлагаться и приходится его выбросить в воду. Немцу, очнувшемуся в захолустной африканской деревне и получившему по морде от сына этого старика, приходится подчиняться законам местной легенды: если труп не захоронен – мертвец вернется за теми, кто его любил при жизни, и за тем, кто его не похоронил, как полагается.

 

Кадр из фильма «Когда-то река была человеком»

 

Закрыл фестиваль «Play» Рубена Эстлунда – шведский фильм о поликорректности и о том, как иммигрантский ниггерский выводок обирает белых детей. Проблема поставлена шире: невмешательство взрослых в мир детских разборок. Символично, что взрослые не рискуют защитить детей (со стороны все выглядит как «детишки играются», и они в самом деле играются – см. название фильма – одни корчат из себя мафиози, другие – консьюмеричных буржуа), когда же пытаются – напарываются на агрессивный отпор малолетних ниггеров; зашуганные ниггерами дети несколько раз не могут дозвониться до родителей. Еще один символический параллельный сюжет фильма – детская колыбель, которая в поезде стоит в проходе и всем мешает; кондуктор несколько раз просит по громкой связи убрать ее, но никто не откликается. Когда ее решаются выкинуть на станции, спохватываются, что не все понимают шведский и делают объявление по-английски. В итоге колыбель благополучно доезжает до Гетеборга; ее владельцем оказывается глава ниггерского выводка. 

 

Кадр из фильма «Play»

 

Ситуация «нарожали, приодели, накупили мобилок и бросили» сводится всеми концами к прозрачной мысли о том, что негры наглеют, пользуясь политкорректным иммунитетом, и надо что-то с этим делать. Отец ребенка появляется только в самом конце, пытаясь разрулись ситуацию post factum. Как только обижают ниггера, случайные прохожие, весь фильм державшиеся стаффажно, тут же ввязываются и начинают качать права: беременная баба кидается звонить в полицию, потому что нельзя устраивать самосуд над «детьми мигрантов, которые не могут себе позволить того, что имеют ваши дети». Логика, между прочим, перекликается с логикой самих ниггеров, отбирающих мобильники: у нас многодетная семья, а тебе мамка еще купит.

Представлять кино приехал актер Йохан Йонасон, сыгравший эпизодическую роль отца ребенка (отец появляется на несколько минут, весь фильм до родителей было не дозвониться). Он охотно втянулся в дискуссию о мигрантах и, как заботливый психоаналитик, выслушивал жалобы на актуальность этой проблемы для России. Актер сказал, что в разных странах фильм воспринимали по разному, и будет интересно, как воспримут в Москве. Кинокритики, сидевшие в задних рядах, делились впечатлениями от финала: «Как-то мало он ему врезал, я бы на его месте...»

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).