будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 7, 2025
Культура
Николаев Антон

911 по Параджанову

То, что биографический фильм о Сергее Параджанове был показан в последний день Каннского фестиваля в рамках официальной программы, следует расценивать как дань уважения к одному из признаваемых миром киноклассиков. Еще ни разу такой чести не была удостоена ни одна короткометражная документальная лента, не участвующая в основном конкурсе. Можно высказать неприличную мысль, что столь большое внимание к Параджанову обусловлено присутствием в Каннах Никиты Михалкова в качестве почетного председателя конкурсного жюри, который, по наблюдению Юрия Гладильщикова, в Каннах свей персоной замещает отсутствие российского кино в конкурсной программе. Хотя, наверное, это неправда – “Я умер в детстве” вполне соответствует идеологической канве фестиваля.

Причем соответствует без особой натяжки – большая часть каннских призов в этом году достались либо политическому кино, либо экзотическому. Более того, “Пальмовую ветвь” получил документальный фильм Майкла Мура “911 по Фаренгейту”, претендующий на знание конечной истины о теракте 11 сентября. Документальный фильм о проведшем в тюрьме в общей сложности около пятнадцати лет режиссере, чье творчество активно использует экзотический фольклорный материал, формально подходит на роль идеального фильма для Канн-2004.

Но только формально - фильм Георгия Параджанова очень личный. Это фильм о дяде, с которым он прожил в одном доме несколько лет. Как признается сам Георгий, в одной из дядиных ходок (всего их было три) есть и его доля вины. Как он рассказывает, однажды к нему пришли из милиции и попросили отъехать на полчаса. В том месте, куда отъехали, следователь заставил парня признаться, что Сергей Параджанов дал взятку, чтобы племянник поступил в институт. Тот сознался, а дяде ничего не рассказал. Вскоре дядю посадили, навесив на него еще какие-то обвинения.

Но “Я умер в детстве” – не раскаяния племянника, а исповедь дяди. Это фильм, сценарий которого построен на тюремных письмах и сценариях Сергея Параджанова о расплате за гениальность. Однако непроявленное чувство вины Георгия вполне соразмерно “горю и печали” Сергея Параджанова, которые, как он сказал незадолго до смерти, суть “форма его биографии”. Страдания творческой личности – сквозная тема фильмов Параджанова-младшего. Таков его фильм о звезде советского кино Валентине Караваевой. В 22 года актрисе дали Сталинскую премию за роль Машеньки в одноименном фильме, а в следующем году она попала в автокатастрофу. Ее лицо было обезображено. В последние тридцать лет, почти всеми забытая, оставшись одна в маленькой однокомнатной квартире на Проспекте Мира, обтянув стены черной тканью, повесив белый бумажный экран, она снимала себя в кино сама. У Караваевой была маленькая кинокамера. Она играла Анну Каренину, Нину Заречную, Раневскую, Гедду Габлер, Кармен. Эти пленки попали к режиссеру, и был снят фильм “Я – Чайка!”, получивший международные премии и показанный на Венецианском фестивале.

По подсчетам Георгия, о Параджанове-старшем снято более 38 фильмов. “И все эти фильмы очень похожи”, – сообщает он в аннотации к картине “Я умер в детстве”. В этих фильмах он - веселый жизнелюб, сильная, увлекающаяся натура, балагур. Но это только одна сторона медали”. Фокус фильма направлен на физические и моральные страдания Параджанова, через которые должен пройти талант, чтобы иметь право называться гением. Автору удалось по максимуму выдержать суровый восточноевропейский пафос. Настолько, что нечто неуместно веселое лезло в голову. Сцена оплакивания Марички из главного параджановского фильма “Тени забытых предков” у Георгия Параджанова послужила мифологической иллюстрацией к теме смерти. Так как в этом месте речь шла о смерти Паражанова, очевидно, имелось в виду, что снявший с такой убедительностью погребальный обряд великий интуит проникает в хтонические мифы и архетипы и ведет зрителя за собой.

А мне сразу же вспомнилась история, прочитанная лет пять назад в каком-то глянцевом журнале, о том, как снималась эта сцена. Женщины-плакальщицы (съемки происходили в Карпатах) отказались плакать у пустого гроба. Потом, когда привели какого-то человека и положили, плакальщицы отказались причитать, так как человек был, по их мнению, плохой. Тогда ассистента послали в деревню, чтобы он привез какого-то всеми любимого человека. Тогда бабки начали так плакать, что не могли их еще час успокоить после того, как отсняли все дубли.

Цитируемые в фильме отрывки из лагерной переписки создают нечеловеческое ощущение: “На зоне 1600 человек, 1520 думают, что я росомаха, старая рысь, брат режиссера Сергея Параджанова”, “Я надломлен и беспомощен – 18 лет на вечную ссылку”.

Справедливости ради стоит отметить, что известны и другие письма Параджанова из тюрьмы, например, про то, как вор в законе передал Параджанову миску с черной икрой, серебряную ложку и записку: “Извини, хлеба найти не удалось”. Ходят и другие параджановские тюремные истории. Во второй раз Параджанов сидел по пресловутой 121 статье (“гомосексуализм”). Он опасался, что ему будет так же плохо житься в тюрьме, как и всем, у кого есть такая статья. Однако его спас приговор, в котором было сказано "режиссер Сергей Параджанов изнасиловал члена КПСС". К Параджанову пришли уголовники, ему были принесены заверения в глубоком почтении со следующей формулировкой: "Мы коммуняк всегда на словах имели, а ты - на деле!".

По Георгию Параджанову, перелом наступает лишь в момент раскаяния: “Дом мой разорен, картины сняты с экрана, и все это организовано мною самим”. Экзистенциальный шок наступил у режиссера, когда он увидел елку, которую выкинули в туалет, а она там зацвела среди вони и смрада. Тут-то он и стал настоящим гением.

Согласно концепции Георгия Параджанова, изложенной в аннотации к фильму, гений - это человек, опережающий свое время. Природа гениальности - это природа пророчества. А пророки неизменно страдают за то, что высказывают мысли, которые предвещают перемены. Идет ли речь об искусстве или политике, они показывают, что в мире могут быть другие законы, кроме ныне существующих. Каждое художественное произведение (если говорить об истинном художнике!) - это исповедь и пророчество. По мнению племянника, Сергей Параджанов стал великим художником именно в тюрьме. В фильме показаны “спрессованные фильмы”, которые делал Параджанов там: коллажи, картины. Достаточно странно выглядящие артефакты, если отделить их от страданий: выполненные в стиле примитивизма картины сокамерников, сделанная из материала, напоминающего солому, кукла, изображающая Лилю Брик. В общем, достаточно типичные образчики наивного искусства, явно уступающие по своей художественной ценности фильмам Параджанова, отрывки из которых чередуются с тюремными работами.

Сценарий фильма написан на основе тюремных писем Параджанова и написанного в тюрьме же сценария фильма “Исповедь”. Он начал его делать незадолго до смерти, но успел снять лишь одну сцену – похороны соседской девочки. Она полностью включена в фильм и является центром композиции – визуально очень мощным. На голове у лежащей девочки огромный плоский бант. Он двумя квадратными крыльями высовывается из-под головы покойной. Дальше ее по крутой лестнице выносят из дома (Параджанов снимал эту сцену в собственном доме, поэтому, по мнению его друзей, таким образом он предсказал свою смерть).

Фильм Георгия Параджанова создает убедительный, цельный и, может, даже скучноватый в своем трагизме образ Сергея Параджанова. Оправданием может послужить то, что по словам Георгия, “в фильме нет почти ни одного моего слова… Я считаю, что истинный автор фильма - сам Сергей Параджанов. Я не старался нарочно подражать манере Сергея. Но многие, кто посмотрел фильм, говорят, что фильм снят так, как будто режиссер - именно он”.

Как бы то ни было, этот фильм вполне удовлетворил спрос европейцев и на политику (полфильма показывают кадры параджановской тюрьмы из архивов ГУИНа), и на экзотику (фрагменты из фильмов самого режиссера), и на безграничную восточноевропейскую серьезность. Впрочем, что для европейца политика и экзотика, то для русского - смерть. В детстве.

Николаев Антон
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).