будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Культура

А ручки-то – вот они!

А ручки-то – вот они!
2001_maniacs

Довольно типические компании героев: троица прыщавых студентов-разгильдяев, мачо-бисексуал в компании двух елейных девиц, а также чернокожий байкер со своей подругой-китаянкой – одним солнечным днем выезжают по направлению к Калифорнии, чтобы, свернув (роковая ошибка) с приличного шоссе под знак «объезд», всем вместе очутиться в забытом богом городке «Плезант Вэлли», где проживает 2001 человек и еще живы патриархальный дух фермеров-южан. Скорчившие было недовольные мины путешественники, увидев выбежавших им навстречу обитателей городка, обнаружили, что попали на подлинный праздник жизни. Еще бы: в этом с виду благословенном краю живут радушные южные жители с душой нараспашку, слегка грубоватые и очаровательно неграмотные, застрявшие, со всеми вытекающими последствиями, в девятнадцатом веке. Мальчишки из Марка Твена гоняют по дворам кошек, по лугам бродят пышные диковатые красотки, жаждущие ласк искушенных северных мужчин, в преддверии некоего городского празднества жители бряцают на гитарах, без устали отплясывают кадриль, всячески обхаживают дорогих гостей и приглашают их на кульминацию торжества – феерический ужин, состряпанный бабулей Бун. Тактично умолчав при этом, кто будет фирменным блюдом вечера.

В 1964 году на экраны вышел разнузданный слэшер «Две тысячи маньяков» от довольно уважаемого в культуре трэш-хоррора режиссера Хершелла Гордона Льюиса. В те невинные годы лента, в которой озлобившиеся южане в отместку за резню, учиненную в их городке во время Гражданской войны штатовским генералом Шерманом, задорно выпускали кишки дебиловатым тинейджерам, вполне адекватно вплеталась в культурный контекст и служила типовым вечерним развлечением для тех самых дебиловатых тинейджеров. Сегодня же, по прошествии нескольких десятилетий молодежь дружно ходит на «Человека-паука» или, прости господи, на очередной римейк джей-хоррора с мертвыми японскими девочками. На этом фоне сермяжный жанр «молодняк на скотобойне», начавший было хиреть и зарастать плесенью, стал фетишем клинических киноманов и отрадой для увлеченных постмодернистов. Жанр беззастенчивого, глумливого трэша перестал собирать полные залы гогочущих подростков, зато переродился в качестве самодостаточного увлечения эстетов и ценителей. И бесчисленные поделки мизантропической студии «Трома» нынче прописаны по части артхауса и стоят на соседних полках с Ларсом фон Триером.

Автор свежих "маньяков" Тим Салливан – образцовый любитель вышеозначенного жанра, искренне полагающий, что кино изобрели для того, чтобы можно было на экране отрывать людям конечности. Его чудная кинематографическая карьера началась с того, что в девятнадцать лет он разбрызгивал бутафорскую кровь на съемках фильма с говорящим названием «Возвращение пришельцев: Дьявольское отродье». Поучаствовав в производстве еще нескольких знаковых для жанра картин (хотя, заметим мимоходом, в трэш-культуре не бывает ничего незнакового), Салливан созрел для того, чтобы сваять собственное посвящение мастерам старшего поколения, и решил поставить римейк «Двух тысяч маньяков». Причем поставить по старинке, без злоупотребления радостями трехмерной графики, без модного ныне психологизма и без дорогого лоска, присущего нынешним стерильным хоррорам. Даже не так давно переосмысленная в духе времени «Техасская резня бензопилой» была по меркам классического трэша слишком современным и вылизанным полотном.

С формальной точки зрения, с задачей снять в первозданном виде малобюджетный слэшер с пластиковыми конечностями, кетчупом в роли крови и визжащими актрисками, которые при иных обстоятельствах никогда не появились бы на большом экране, Салливан справился вполне умело. Кровь льется реками, потасканные блондинки и брюнетки регулярно и без всякого повода обнажают грудь, а беспомощные тельца угодивших в руки инфернальных южан картинно корчатся и лопаются, как пакет из-под попкорна, на радость честной публике – то есть все как завещали вожди. При этом мсье Саллива, как и полагается маниакальному любителю трэша, к тому же отягощенному кинематографическим образованием, свойственная неуемная склонность к постмодернистскому раскапыванию культурных слоев. Выведенный тут портрет неотесанного американского Юга (близкий по тонам скорее Фолкнеру, чем Твену), затаившегося в ожидании возмездия и планомерно засасывающего в свое чрево незадачливых туристов-северян, очень развлекает первые полчаса. Однако остальное время (фильм, по счастью, недолгий – это еще одно ценное наследие жанра) эта гротескная бытовая зарисовка из жизни простых фермеров с червоточинкой в душах тянется довольно однообразно и бестолково. Каким, впрочем, и должен быть настоящий трэш.

Игорь ВЕСЕЛОВ

P.S. Некоторые пояснения к фильму эксперта-переводчика Никиты Попова: Неполиткорректный фильм «2001 маньяк» Тима Салливана построен на американских стереотипах о южных штатах, стереотипы эти известны не каждому российскому зрителю и поэтому не всем понятны. Можно прояснить некоторые эпизоды фильма. Южные штаты, образовывавшие конфедерацию, во время Гражданской войны давно стали предметом шуток и анекдотов для "остальной Америки". Так, типичный белый южанин в сознании северян - это неграмотный фермер с гнилыми зубами, одетый в комбинезон и засаленную бейсболку, он ездит на потрепанном пикапе с конфедератским флагом на бампере, говорит на просторечном «южном» английском, гонит самогон и слушает кантри.

Юг США в сознании американцев – «дыра», и поэтому только в таком месте могли бы разворачиваться сюжеты таких фильмов как «Техасская резня бензопилой», «Дети кукурузы», «Призрак красной реки», «У холмов есть глаза» и др.
 
Действие нового фильма Салливана происходит в Джорджии. Перевод не всегда точен. В Гражданской войне между Севером и Югом северян называли «янки»(«yankee»), а южан – «дикси» («dixie»).

Южане гордятся тем, что они «дикси», в то время как северяне, конечно, всячески шутят над этим прозвищем, так как оно созвучно с dick (половой член, вульг.). В фильме «dixie» переводится как «ублюдок», возможно оттого, что переводчик посчитал термин «дикси» слишком специфическим для России.

В одном из эпизодов южанка прожигает северянину живот самогоном («moonshine» - дословно «лунный свет»). В фильме почему-то «moonshine» вообще решили не переводить.

В южных штатах белые изображали на карикатурах ленивых негров, при чём они неизменно изображались с арбузом. Общий смысл таких картинок: дай негру арбуз и всё, он счастлив, ему больше вообще ничего не нужно. Поэтому, когда главные герои входят в отель, только чернокожему предлагается отведать арбуза.

читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).