2 марта в ProScience Театре пройдет творческий вечер актрисы театра и кино Анны Большовой. Накануне своего выступления Большова дала интервью «Полит.ру», в котором рассказала о своей карьере, отличиях работы в театре и кино и своей активной гражданской позиции.
Во время учебы на экспериментальном курсе ГИТИСа какие предметы давались вам лучше, а какие хуже?
Знаете, все было как-то легко и очень весело! Во всяком случае, так мне это запомнилось. Обычно актерская группа режиссерского факультета разновозрастная: от 16 до 29 лет, получается очень хороший баланс. Наш курс был экспериментальным. В режиссерской группе традиционно были студенты более взрослые, а в актерской (и это оказалось полной неожиданностью для наших режиссеров) - весьма юные: 14 - 15 лет. Ветер еще гулял в головах.
Николай Карпов – завкафедры по сценическому движению, актер, каскадер- пришел поддержать наш курс на одном из первых занятий и сказал: «У вас есть одно очень большое достоинство – это ваша молодость, но у вас есть очень серьезный недостаток – это ваша молодость». Он был прав: с одной стороны мы все такие юные, красивые, задорные, а с другой – такие несозревшие.
После института, пересекаясь с моими коллегами с курсов постарше, я могла себе представить, до чего же мы их раздражали, и смотрели они на нас, как на толпу идиотов (смеется). Когда я начала работать в театре, постепенно стала осознавать, как много мне не хватает и как было сложно с нами нашим педагогам. А ведь я была еще одной из самых старательных учениц!
И все-таки был у нас один предмет, вызывавший коллективное неприятие - философия. Было так скучно! Никто не понимал, зачем нам это. К тому же занятия проходили в 9 утра. Но мы «приспособились»: главное было задать какой-то спорный вопрос педагогу, чтобы он начал разговаривать. А когда речь затухала, нужно было «подлить масла в огонь» новым провокационным вопросом. Наш преподаватель философии – Игорь Чубайс, брат Анатолия Чубайса – наверняка понимал, что мы - подростки, и относился к нам философски, спокойно.
После выпуска к Вам сразу поступили предложения на роли?
Так вышло, что наш курс особо не показывался. Но сразу после окончания наш педагог Владимир Боголепов, в тот момент работавший в Театре Гоголя, сказал мне: «Никуда не ходите, не показывайтесь, пойдемте к нам. Яшин собирается ставить «Бесприданницу» и ищет актрису на главную роль». Я пошла, показалась, меня взяли. Но вовсе ни на какую «Бесприданницу». Я получила «роль мечты» - Машу в спектакле «Чужой Ребенок» по пьесе Василия Шкваркина 1953 года. Роль главная, но я все же огорчилась. Не думаю, что многие знают, что это за произведение. По нему снят музыкальный фильм «Бедная Маша». Это комедия положений, на самом деле, очень неплохая. Сейчас точно могу сказать, что, в силу возраста, воспитания, амбиций, которым не соответствовала моя амуниция, то, что я не сразу попала в «Ленком», а сначала в Театр Гоголя – оказалось более мягким, гуманным погружение в мир театра.
Для вас игра в театре отличается от игры в кино?
Конечно, способ существования разный. Кто-то мне сказал: «В театре у тебя партнер – это твой партнер, а в кино твой партнер – это камера». Не знаю, может быть. Но будучи театральной артисткой в большей степени, я не могу на съемках работать только на камеру, у меня так не получается.
Безусловно, и там, и там своя специфика и с технической, и с творческой стороны. Например, чудо театра заключается в живом энергетическом обмене со зрителем. Но даже не заставляйте меня сделать выбор между кино и театром – люблю и то, и другое.
Действительно ли у каждого актера существует роль, которую он мечтал бы сыграть и готов посвятить ее развитию целую жизнь? У вас есть такая роль?
Это довольно часто задаваемый вопрос для актеров, суть которого сводится к тому, какую роль он бы хотел сыграть. Как ни странно, когда тебе дается картбланш, не так-то просто сделать выбор. А бывает, получаешь совершенно неожиданное предложение, которое тебя затягивает, как в омут. В театре, если спектакль идет много лет, ты имеешь счастливую возможность работать над ролью, расти в ней. В кино хорошей роли ты в любом случае посвящаешь, если не целую жизнь, то часть ее.
В «Ермоловых» например, я играла героиню от 16 до 45. Это очень интересно. Я менялась с возрастом, менялось мое мировосприятие, внешний вид. Мы долго снимали. И я жила сценарием этого сериала, могла ночами звонить с предложениями режиссеру и сценаристу, продумывала свой образ до мелочей. Конечно, это нормальная актерская работа, но так бывает не всегда.
Бывают и разочарования. Казалось бы, мы так вдохновенно работали, снимали, была такая потрясающая атмосфера, а потом я пришла на озвучку и не увидела всего этого в смонтированном кино. Что-то не понравилось продюсеру, канал попросил внести изменения, и, вообще, например, надо поменять порядок сцен. В какой-то момент у меня даже возник страх перед озвучкой: заранее начинала себя морально готовить, чтобы было не так больно. Потом кино выходит, зритель видит, что видит, а у тебя сердце кровью обливается: тут вырезали, тут «спрямили», тут не тот дубль взяли.
Если бы сегодняшняя жизнь была театром, то какой бы у нее был жанр и о чем бы в ней рассказывалось?
Жизнь – самый исчерпывающий жанр. В ней есть все: и трагикомедия, и фарс, и любовная драма, и триллер – ох, какой триллер – кругом ужас, что происходит. Наоборот, любое искусство в высшем проявлении призвано рождать жизнь, пробуждать чувства, мысли, ассоциации.
Если бы вы не были актрисой, какая бы профессия у вас была?
Я и сама давно думаю: зачем в актрисы пошла? (смеется) Так вышло, что с пяти лет мне втемяшилось в голову стать актрисой, так и не уходило – может быть, это из прошлой жизни. Отклонение от этого вектора было только в 6 лет, когда мы решили на полдня с подружкой стать стюардессами. Но на следующий день все мысли возвратились к актерскому искусству.
Знаете, бытует в нашем кругу шутка - в какой-нибудь сильно не простой момент - начать причитать: «Зачем в артистки пошла! Сидела б сейчас под кондиционером, в шесть часов рабочий день бы закончился!». Насколько фантазии в данный момент хватит.
Но я люблю свою профессию. У меня есть обязательства перед сыном, перед семьей. Если буду фатально не востребована, найду чем заниматься. Общественной работой, например.
Общественная работа – значит, вы считаете себя активной гражданкой?
Я считаю, что абстрагироваться от того, что происходит сегодня в мире – невозможно. Позиция «хата с краю» по-моему сейчас неприемлема. В экономике я мало, что понимаю, в политике - тоже. Но я неравнодушна и имею по каким-то вопросам определенную точку зрения.
Я не ходила ни на какие митинги – пока не почувствовала, что мне необходимо куда-то и за что-то выйти. Но на выборы хожу. Да, можно ошибиться, за кого-то не того проголосовать, но нужно сделать свои выводы, а не сидеть на диване и критиковать все подряд. Иначе возникает закономерный вопрос: что ты хочешь-то тогда?
И вообще, все, о чем мы беседовали выше – большие темы. Можем продолжить наш разговор 2 марта.
Выступление Анны Большовой начнется 2 марта в 20:30. Билеты можно приобрести на сайтах kassir.ru, ponominalu.ru, timepad.ru, bigbilet.ru.
Мероприятие пройдет в Центральном Доме журналиста по адресу: м. Арбатская, Никитский бульвар, д.8а.
«Полит.ру» – одно из первых общественно-политических сетевых изданий России. С конца 90-х годов оно стало одним из наиболее популярных политических и социально-экономических порталов русского сегмента сети.