будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Культура
Борисова Марина

Абсурд по расчету

«ЦЕХ» № 5 принес позитивный настрой: в современном российском танце идут здоровые процессы, какие испытывает любой живой организм  14-летнего возраста. С момента своего официального рождения на территории России (1991) современный танец прожил взбалмошную, полную метаний жизнь. Она отличалась телесной свободой, необузданной дикостью и бездонной глупостью. Современный танец был больше, чем искусство, он был символом свободы и независимости – от классических балетных канонов, общества, профессиональных требований и вообще всякого регламента.

И вот этот чудесный период созревания заканчивается. Из темной неуправляемой стихии современный танец превращается в нечто организованное, упорядоченное и даже осмысленное. Исчезают подростковая дикость, оголтелая самовлюбленность, замахи на концептуальность и претензии на вселенское внимание. Босоногая забава  необразованных постепенно вызревает в систему, где есть своя иерархия ценностей. Кроме того, современный танец перестает быть символом, он становится просто видом искусства. Причем таким, за который можно не переживать – все равно не умрет: он креативен, востребован, конвертируем. В нем присутствуют все признаки здорового и успешного бытия: мэтры, корифеи, новички, заграница, тусовка и всеобъемлющее счастливое чувство, что жизнь только начинается.

«ЦЕХ» № 5 – это разнообразная, но компактная программа, суть которой подсказывает, что в сознании творцов произошел качественный сдвиг: теперь им мало первичного назначения танца как способа проявить свой биологический темперамент; теперь танец начинает выглядеть как нечто более существенное, чем элементарное освоение пространства телом, теперь заметно, что этому освоению творцы стремятся придать внятную форму. В редких случаях получается даже что-то близкое к совершенству -- в пределах своего жанра. Кроме того, возникает ощущение, что современный танец перестает быть контейнером, куда сваливаются избитые средства, типа слова (чтение бессмысленных текстов), хохота (также идиотского), перформанса (важные манипуляции с предметами), дефиле (перемены костюма), акробатики и др. Все эти прелести остаются, но выглядят не страховкой от творческой беспомощности, а уже встраиваются в систему мысли и действия. Образец – полуторачасовой спектакль «DOORS».

Театр «APPARATU» и автор -- Александр Пепеляев – посвящают его 100-летию со дня рождения Даниила Хармса. Отсюда абсурдистские фразы в нарезку и протяженные тексты на  пике действия с излюбленной Хармсом смесью: дети и зверство. Но одно дело читать призывы об уничтожении детей -- это может быть даже смешно. Другое дело слышать, как их произносит придавленный дверью к полу Саша Пепеляев -- это крайне неприятно, можно сказать, ужасно. Кажется, что здесь чувство такта творцу изменило, и что не будь этой обязанности -- открывать рот в паузах между движением --- все было бы правильней и тоньше. Потому что здесь и так все в порядке: есть выразительная сценография (Александр Пепеляев, Энар Тармо) -- несколько передвигающихся дверей-транформеров (дверь-кровать-ящик-ширма), есть персонажи и образы, даже отношения и связи (знакомство на улице), есть игра с пространством (снаружи—внутри) и хорошие комбинации (дверь--тело, дверь--голова), лейтмотивы и прочие признаки цивилизованного искусства, отчего полтора часа не превращаются в пытку, а проходят наполненно. Не хватает самой малости: цели мероприятия.

Поскольку действие не излучает уверенности создателя в том, что все это по-настоящему необходимо, но выдает чрезвычайное желание, чтобы его услышали и запомнили, создатель никак не может закончить. И вот после сцены, которая кажется венцом абсурда (двое мужчин, как в замедленной съемке, избивают друг друга розовыми мягкими поросятами), действие упорно продолжается. До тех пор пока не появится дежурное блюдо – девочка, которая смеется.  Тут и постигаешь разницу между Хармсом и Пепеляевым: у первого абсурд в крови, у второго – следствие расчета. Им удобно прикрыть отсутствие развития кинетической идеи: она декларируется, но никак не прорастает – не хватает сил. Однако расчет правильный: «DООRS» вовсе не бессвязно-бесформенное нечто, а грамотно отформатированное зрелище, где перемещения тела в пространстве хотя бы интересны и структурированны. За это большое спасибо.

Уважение к времени и форме -- великодушное свойство мэтров -- проявил театр «Игуан» из Петербурга. Спектакль «Popupgrade» – перформанс на 25 минут, где нет ничего лишнего. Три персонажа без напряжения создают картину мира: поглощение живого существа виртуальной вселенной масс-медиа. Двое (стильно одетые мужчина и женщина в черных костюмах и строгих старомодных очках) смотрят в газету, третья (почти бестелесное существо) шелестит на пуантах мимо, произнося выразительные монологи руками. Красиво, интеллигентно, пожалуй – аристократично. Отсутствие многословия – это и есть подлинный дар речи.

Самая тонкая вещь, показанная на «ЦЕХе» № 5, – скромные по размерам (ок. 30 мин.) «Мухи», которых из-за музыкальности хочется назвать пьесой. Две девочки (Анна Абалихина, Дина Хусейн) показывают три сценки, где они – авторы и исполнители – так глубоко погружаются в хореографический текст, что он не выглядит чем-то искусственным и навязанным, а становится – как и должно быть в идеале – инструментом для выражения внутреннего мира. Их танец – попытка разгадать, что же происходит где-то там в субстанции, именуемой душой. Отсюда качественное исполнение, где переливаются мелочи, и выразительность тел, которые движутся даже тогда, когда замирают. Вот здесь и понимаешь, что современный танец – не манифест для малолетних, а полноценное современное искусство тонкой выделки.

На фото - сцена из спектакя "Двери" (Пост. А Пепеляев; театральный проект "APPARATUS") с официального сайта фестиваля.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).