будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура

Ахим Фрайер: "Я русский"

Ахим Фрайер: "Я русский"
achim-freyer

Нам невероятно повезло: в театре «Новая Опера» Ахим Фрайер  выпускает «Волшебную флейту» Моцарта. Фрайер -- немецкий художник и режиссер, входящий в топ-список театральных деятелей планеты, о котором в нашем пространстве пока ничего не было известно, в отличие от сопоставимых величин – Уилсона и Марталера. До сих пор Фрайера в России знали только специалисты и в основном по видеозаписям, а живьем видели единицы: будучи одним из самых востребованных авторов сцены, он за 50 лет работы в театре ставил везде, кроме России. Но все меняется, пусть и не очень скоро. После того, как Фрайер выпустил свою «Волшебную флейту» в Зальцбурге (1997), «Новая Опера» стала думать о том, как заполучить мастера для постановки. И вот, наконец, случилось: Фрайер сочинил для «Новой оперы» новую версию «Волшебной флейты» и сам репетировал ее с российскими артистами. Пятница 10 марта 2006 – вполне исторический день: чародей театра Ахим Фрайер дебютирует в России со своей оригинальной, специально сделанной для Москвы продукцией. Патриарха мировой сцены расспросила  Марина Борисова.

Сколько постановок «Волшебной флейты» вы уже выпустили?

Пять. Следующая – в Варшаве, премьера в июне.

Какая из них Вам нравится больше?

Все.

Московская «Флейта» выдержана в национальном российском колорите. Причем, есть ощущение, что ее сделал не иностранец, а наш человек, смотрящий на Россию изнутри. Как это удалось?

Очень просто. Я русский. (Смеется). «Флейта», которую я делаю сейчас, моя самая любимая. Так бывает всегда. Кода я пишу картины, последняя работа – самая любимая. Не думаю, что работы бывают лучше или хуже. Различие в том, что каждый раз выходит по-другому.

Помните нашу встречу в Вене, когда вы ставили «Орфея» Монтеверди на фестивале Винер Фествохен в 1998-м? Мы тогда сидели в театральной столовой и обсуждали возможность постановки «Флейты» в «Новой Опере».

Да, помню. Это и было началом московской «Флейты». История очень старая.

В этом спектакле  много русского. Вы специально что-то изучали?

В России есть очень важные для меня художники. Это наивное, примитивное искусство. Рублев, Наталья Гончарова. Я очень люблю русскую литературу и русскую музыку, особенно современную. Чайковский, еще больше Шостакович. Вышнеградский – он работал с цветом, жил в Париже. Еще Скрябин, его грандиозные эксперименты.

Вас есть любимые композиторы?

Не сказал бы так – любимые. Люблю Мессиана, Дебюсси.

О чем ваша новая «Флейта»?

О  солнечном диске, который является воплощением власти. И о том, как эта власть уничтожается любовью  и искусством. Любовь и искусство – это такие вечные архетипические элементы. Солнечный диск – символ идеи. Большой, масштабной идеи. Это что-то важное для людей. Когда эти идеи используются для личной выгодны, для личной власти, они переворачиваются, меняют смысл.

Ваш спектакль очень добрый. Все персонажи симпатичны. Для вас есть здесь добро и зло?

Для меня этого не существует. Это вещи, которые относятся к религии. Во «Флейте» речь идет о правильных и неправильных вещах.

В этом спектакле почти все, за исключением главных персонажей, умирают. Почему?

Потому что у Тамины и Памино, Паппагено и Паппагены есть музыкальные инструменты – колокольчики, флейта – и есть любовь. Поэтому они не умирают. Паппагено – альтер эго Тамино. Это как народ и интеллигенция. Как народное искусство и высокое искусство. Они оба художники, общее между ними – то, что они чувствуют сердцем и живут любовью. Моя работа тоже о  любви. Поэтому о персонажах нельзя говорить – добрые или злые. Это архетипические фигуры.

Как долго вы сочиняете спектакль?

Приблизительно год. Потом – шесть недель репетиционной работы.

А сколько спектаклей выпускаете в год?

Два или три.

Ваша следующая работа?

«Медея» Керубини в Мангейме. Потом «Волшебная флейта» в Варшаве. Осенью – «Травиата» в Большом театре.

Назовите своих учителей.

Я не могу назвать всех своих учителей. Но я бы упомянул прежде всего Бертольда Брехта. Для меня это был очень важный художник и человек – в теоретическом и политическом плане.

Фото с сайта www.freyer-ensemble.de

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).