будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Конрадова Наталья

Актуальность графомании

Актуальность графомании
a98_10a

На этой неделе в Москве открылось две возмутительно разных выставки. «Направление: Север. Направление: Юг» с участием звезд отечественной арт-сцены в «Новом Манеже» и «Графомания» - фотографии анонимных уличных граффити в музее архитектуры им. Щусева. Обе выставки, и только в своем сочетании, ясно дают понять, что сегодня любое явление, если действительно ищет зрителя, должно соотносить себя с понятием «актуальное искусство». И если оно, по несчастному стечению обстоятельств, таковым не является, то обязано об этом предупредить.

Первое событие целиком и полностью относится как раз к актуальному искусству – тому, которое продвинуто, вписано в контекст мировой художественной культуры, дорого стоит и хорошо финансируется. Большие стены галереи манят своей белизной: поставь концептуальную точку, и она будет замечена; выбери минимально содержательную тему, и под ней объединится максимальное число художников. Кураторы Полина Лобачевская и Елена Юренева выбрали Север и Юг. А могли бы Инь и Ян, Войну и Мир, Смех и Слезы или Овощи и Фрукты...

В двух залах галереи расположены парные произведения: снег, шаманы, алмазы; песок, пирамиды, цикады. Север – холодный, юг - жаркий, стекло - прозрачное, а металл блестит. Работы словно вывезены из особняка продвинутого буржуя, так и просятся в предметы дизайна. Современное искусство, если судить по выставкам «Нового Манежа», записало себя в Фэн-шуй – далеко от идеологии, социальной практики и жизни вообще. И это, наверное, можно понять. Все-таки трудно без передышки оскорблять религиозные чувства, критиковать политическую линию и провоцировать приличных людей. Пора и отдохнуть, полюбоваться природой, лишенной всякого смысла.

Продюсерский проект в «Новом Манеже» предполагает сочинение темы и концепции, которую воплощает художник. Коллекция фотографий граффити – дело сугубо исследовательское; здесь в художественный процесс вмешиваются только самые активные жители московских дворов и милиция. И, словно в искупление вины, перед роскошной манежной тусовкой с участием западных спонсоров, организаторы выставки «Графомани» на Воздвиженке придумывают оправдывающую все экспозиционные грехи концепцию: «Когда творит народ, или Актуальное искусство отдыхает». То есть, если не «актуальное», то уже точно не может быть искусством. Как в том анекдоте про мужика в роддоме: «Мальчик? Нет?? А кто?».

Совсем не демократичные, покрытые лепниной залы музея Щусева напрасно ждут академических полотен и портретов титулованных сынов Родины. К стенам приставлены большие куски картона, где на булавках висят две сотни фотографий без подписей и объяснений – просто так. Выставка чрезвычайно интересна фольклористам и медицинским работникам, чтобы систематизировать, расшифровывать, давать диагноз и осознавать проблему. А еще редким любителям маргинальных художественных форм.

Впрочем, художественность, полагает автор фотографий Илья Викторов, нужно еще сильно поискать: городская живопись, говорит он, – это не искусство, а народное творчество. И еще – хочет-де снимать не повсеместные политические и порнографические граффити (они скучные), а «те, в которых есть интересные картинки». Такое сложилось впечатление, что он в своих объектах все время ищет красоту, да найти не может. Наверное, потому что понимает ее именно как отвлеченно-эстетское, без пяти минут гламурное и уже пять минут как богатое «актуальное искусство» из залов «Нового Манежа».

И действительно, если мерить художественность горами металла, метрами проводов и десятками электрических моторов, навсегда потерянных для хозяйства страны, то картон с фотографиями, баллончики с краской и бесплатные городские стены выглядят совсем не искусством. И мало кто вспоминает бедное нонконформистское прошлое «актуальщиков» или роль граффити в политическом протесте 1960-х.

Я не готова заявить, что все граффити являются искусством и обладают высокой художественной ценностью. Я вообще не решаюсь расставлять оценки, для этого есть эксперты-искусствоведы, которые, видимо, все в искусстве понимают. Но странно отказывать в эстетике остроумному уличному хулиганству, а после до обморока гордиться удачно проведенным внедрением на Запад наших «актуальных». И разве это не тенденция, если у вроде бы совершенно разных направлений вдруг обнаруживается общее – страх перед политикой, явный дефицит интерпретаций и жажда «выглядеть прилично»?

Конрадова Наталья
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).