будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 22, 2025
Культура

Александр Архангельский: писатели проиграли - критики выиграли (Часть 1)

10 марта будет объявлен главный лауреат премии Аполлона Григорьева. Напомним, что идея создания "григорьевки" (так называют премию сами критики) родилась в недрах Академии русской современной словесности (АРСС), которая была учреждена в ноябре 1997 года и объединила самых известных литературных критиков. Главным проектом АРСС стало создание литературной премии имени Аполлона Григорьева. Премия присуждается за лучшее произведение, написанное по-русски и опубликованное на протяжении последнего года, причем написано оно может быть  в любом жанре, и в прозе, и в стихах. Призовой фонд премии составлял 30 000 долларов - 25 тысяч доставались "большому лауреату", по 2,5 - двум "малым".

Однако с конца 2003 года премия стала безденежной. В чем причины прекращения финансирования, можно и нужно ли поправлять положение и есть ли сегодня достойные кандидаты в лауреаты премии  - об этом Майя Кучерская побеседовала с одним из отцов-основателей "григорьевки", членом премиального жюри этого года, экспрезидентом Академии русской современной словесности (1997-1999), колумнистом "Известий" , ведущим телепрограммы "Тем временем", Александром Архангельским. Перед вами - первая часть беседы.

- Премия Аполлона Григорьева учреждена Академией руссской современной словесности в 1997 году – как возникла идея образования Академии и премии? Кого посетило озарение или это был совместный проект, плод общих усилий?

- В 1990-е годы статус профессии критика начал размываться. Раньше он существовал по определению, потому что была советская власть; потом советская власть кончилась, и прежние статусы начали размываться, хотя профессии сохранились. Стало понятно, что надо заявить о себе – но как? Для начала нужно было обозначить, что критики - это живое, реальное сообщество,  и мы, по предложению Сергея Чупринина, Владимира Новикова, Андрея Немзера и еще нескольких отцов-основателей, организовали Академию русской современной словесности, в которую вошло большинство активно работающих критиков. 

- Недоброжелатели дружно обвиняли вашу Академию в самозванности, утверждая, что в академики избирают -  вы же избрали себя сами. Вам есть, что на это возразить?

- Я не виноват, что абсолютное большинство людей, пишущих сегодня в газетах и журналах, настолько невежественны. Они не знают истории дальше истории XVIII века. Для них академии начинаются с Французской академии и заканчиваются советской Академией наук. Но Французской академии предшествовало множество академий самоорганизующихся, это были институты гражданского общества.  Как цеха для ремесленников, так академии для людей искусства были способом объединения и самопрезентации, говоря современным языком. Наша Академия является академией в том смысле, в каком это было в XVII веке. Если люди об этом и не слышали, это не моя забота. С другой стороны, для того, чтобы о явлении говорили, нужно, чтобы в этом явлении было, что похвалить и что поругать.

- Для этого вы и создали еще один объект общественного внимания и беспокойств – собственно премию?

- Идея премии возникла сразу, Андрей Немзер разработал идеологию и статус премии, и сделал это, на мой взгляд, очень хорошо.

- К тому моменту механизм Госпремии уже начал ломаться, зато появились частные литературные премии, - премия Букера,  Антибукер, "Триумф" -  в чем «григорьевка» принципиально от них отличалась?

- На тот момент не было ни одной литературной премии, которая бы присуждалась от имени экспертного сообщества - то есть не от имени общественности прогрессивной или регрессивной, не от имени писательского сообщества,  когда пишущие награждают пишущих, и даже не от имени бизнеса, когда просто богатые берут и вручают премии. Причем сразу стало ясно, что премия должна быть очень дорогой по денежному содержанию, потому что деньги –  важный символ в нашей жизни. Вопрос, если ты такой умный, то почему ты тогда такой бедный, - конечно же,  весьма ироничен, но он имеет право на существование.

- Итак, вот оно  руководство от Академии русской современной словесности - «Как раздобыть деньги на премию?»

- … раздобыть деньги на премию в 1990-е годы. Сейчас все иначе. Тогда я был президентом Академии русской современной словесности (спустя два года передал бразды правления Наталье Ивановой, сейчас во главе Академии Чупринин), мы с Сережей Костырко и Андреем Немзером написали в разные институции, банки, крупные корпорации, около сорока писем, где объясняли, для чего эта премия нужна нам и для чего эта премия нужна им.  

Вам она нужна, чтобы заявить о себе, а им?

Им она нужна потому, что конфликт между миром денег и миром русской интеллигенции в 90-е годы катастрофически нарастал. Интеллигенция беднела, не понимала, как устроены деньги в принципе, и чем дальше она была от денег, тем ниже становился ее общественный статус. Нам казалось, что поддержать интеллигенцию - в интересах бизнеса, умственное сословие не должно быть враждебным.

-  Пока это напоминает игру в одни ворота, бизнес вкладывает деньги, а что вкладывает интеллигенция, критики?

- Мы вкладываем в проект свой опыт, свой экспертный статус, и это обеспечивает нам некоторое внутреннее равенство. Кроме того, нами было очень четко проговорено, что никто из учредителей премии никогда на нее претендовать не будет и ни копейки за свое участие в работе не получит, жюри и организаторы работают бесплатно. Это была наша принципиальная позиция.

- Кто из сорока ваших адресатов откликнулся?  

- Пришло два-три вежливых отказа, а большинство не откликнулось вовсе. Но однажды вечером у меня раздался телефонный звонок - звонил Модест Колеров  из ОНЭКСИМ-банка. Модест - историк, он занимается, среди прочего, историей русской интеллигенции, и работает в бизнесе.  Тогда он был заместителем руководителя департамента общественных связей ОНЭКСИМ-банка, и по счастливому стечению обстоятельств, наши бумаги попали  к нему на рассмотрение. Модест всех нас хорошо знал. Это тоже для бизнеса очень важно - знать, кому ты даешь благотворительные деньги, справятся ли они с этими деньгами. Ведь совершенно очевидно, что интеллигент деньгами, как правило, не умеет распоряжаться так, чтобы они работали, чтобы замысел реализовать. Колеров предложил нам зайти, мы с Сергеем Костырко зашли в тогдашний небольшой кабинете Колерова на улице Щепкина, все обсудили и определили смету.

- Почему вы остановились на этой баснословной сумме – 25 тысяч долларов для победителя? Да к тому же в премии имени критика, который столько бедствовал – это была попытка восстановить историческую справедливость?

- Мы пришли к выводу, что из литературных премий «григорьевка» должна стать самой большой, чтобы сразу резко выделиться. Не только и не столько потому, что великий русский критик, чьим именем она названа, фактически умер в долговой яме. Премия Букера составляла тогда 12,5 тысяч, и было принято решение, что премия Аполлона Григорьева будет стоить в два раза больше. За один день мы договорились, подготовили бумаги, через неделю они были подписаны,  премия была запущена.  Единственное, чего мы, не имея опыта, не учли - это то, сколько нужно денег, чтобы премию раскручивать, заниматься административной работой, вкладывать в пиар и прочее. Мы заложили крошечные деньги. Когда потом я входил в административный совет Букера, я узнал, какие средства уходят на сопутствующие расходы, на содержание премии, это соотношение может достигать 1:8.  А у нас это соотношение было 4:1. 25 тысяч главная премия, по 2,5 тысячи на малые премии,  около 10 тысяч на организацию премии и 10 тысяч на издание книг лауреатов.

- В конце 2003 года выяснилось, что «григорьевка» обнищала и будет безденежной – означает ли это проигрыш «академиков»?

- Проиграли писатели, а мы с точки зрения пиар - ничуть. Про премию пишут столько же, если не больше, чем тогда, когда она была денежной. Хотя если бы она не была денежной с самого начала, ее бы не заметили. Но ее заметили, она о себе заявила, устоялась и теперь, как ракетоноситель сбрасывает ступени, так и она уже может себе позволить роскошь обходиться без денежного сопровождения. По крайней мере какое-то время.

- И все же не было ли естественной реакцией «академиков» немедленно бежать и искать деньги в другом месте? Писать письма еще в сорок корпораций? Понятно, что деньги – это символ, но все-таки жалко их лишаться.

- Что значит жалко? Может быть, если бы эти деньги попадали в карманы академиков, академики бы и побежали. Но зачем мучиться, если и так премия существует? Чтобы писателям помочь? Они уже с голоду не умирают, слава тебе, Господи.

- Но на литературный труд прожить нельзя.

- И не надо. Это не труд, это радость. А на радость прожить невозможно. Если кому-то повезло сверх меры и его слава конвертировалась в большие гонорары, слава Богу, но это вовсе необязательно. Академия – не литературный собес. Пусть писатели сами за себя борются. Дело критиков, с одной стороны, привлекать к ним внимание, а с другой, привлекать таким образом внимание к себе. А если писатели хотят денег, пусть прежде всего ищут меценатов. Некоторые, кстати, находят. А некоторые, когда их меценаты находят, потом отказываются с этими меценатами пить чай, как было с одним значительным писателем старшего поколения, которому крупный бизнесмен бескорыстно профинансировал десятитомник.

- И все-таки почему «григорьевка» лишилась финансирования – есть тому ясные причины?

- Первоначально проект был рассчитан  на один год, потом на три. Первый раз премия вручалась в 1998 году, до дефолта, и то, что мы остались после дефолта в планах ОНЭКСИМ-банка, который, прежде чем закрыться, передал наш «контракт» Росбанку, означает, что этот проект был чем-то банку интересен. По ходу хочу отметить: меня потрясло, что люди в банковской системе интересуются современной культурой подчас гораздо искреннее, чем люди, занимающиеся этой культурой профессионально изо дня в день. Сотрудники банка просили почитать книжки лауреатов, и каждый раз эти книги ксерокопировали, передавали друг другу - это было потрясающе. Кстати, «Росбанк» поначалу даже увеличивал бюджет,  по собственной инициативе, и сам предложил нам не только печатать книги лауреатов, но вручать стипендию молодым литераторам.

- Пока не счел, что его спонсорство исчерпано?

- У банка и у культурного сообщества разное представление о том, что такое хороший пиар, а что такое плохой пиар. Что такое хороший пиар с точки зрения культурного сообщества? Это когда о тебе говорят - не имеет значения, как: хорошо или плохо. Даже когда говорят плохо, это лучше, потому что когда говорят плохо, это бурная дискуссия, и она замечается, она остается. Для банка хорошая пиаровская история состоялась лишь тогда, когда про все, к чему он прикасается, говорят только хорошо, с придыханием. Это чистая случайность, что банк вложился в такое рискованное дело, как премия, дело по определению дискуссионное. Я думаю, что сейчас это было бы уже невозможно.

- Именно поэтому на Западе премии финансируют не банки, а компании и промышленники?

- Причем те промышленники, чей бизнес не завит от того, какова их аура и общественная (не деловая) репутация. Компаниям приятно быть причастными к культуре. Каким компаниям? Табачным, например. Кто был вторым спонсором Букера в  России? Водочно-коньячная корпорация UDV, среди прочего производившая водку "Smirnoff". У Льва Рубинштейна возникла тогда замечательная идея печатать на обратной стороне этикеток водки " Smirnoff" цитату из лауреата премии Букер. Шутки в сторону: добавлю, что c моей субъективной точки зрения и наши коллеги вели себя в переговорах с банком не всегда адекватно. К тому же «Росбанк» постепенно начал дрейфовать в сторону самостоятельного плавания, обособляться, и это были уже не деньги холдинговой группы «Интеррос», а деньги самого банка. И все же  в решении банка я почувствовал еще один подтекст…

                                                      (Продолжение следует)

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).