будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Культура

Александр Рапопорт: "Ни за какие бабки этот кайф не купишь"

Александр Рапопорт: "Ни за какие бабки этот кайф не купишь"
rapoport

Если не видеть своими глазами, поверить в такое практически невозможно: на ночной эфир приходят сотни писем. Все они обращены к ведущему программы «За час до полуночи» на "Серебряном дожде"  - врачу-психотерапевту и актеру Александру Рапопорту. Около пятнадцати лет похожие программы на радио и телевидении Рапопорт, перемещаясь в пространстве со скоростью звука, ведет и в Америке. 

Об особенностях ночного эфира, возможностях ведущих и секретах профессии с Алексндром Рапопортом беседует корреспондент "Прагматики культуры" Лев Константинов. 

Александр, не побоюсь, показаться снобом, но мне было удивительно слышать, что«за помощью» в ночной эфир обращается в основном весьма молодой и образованный контингент.

Да, в Нью-Йорке у моей программы - более взрослая аудитория. Но ведь там я выступаю на русском радио, а его слушают те, кто в сложных отношениях с английским, то есть, как правило, люди пожилые. Молодые тоже слушают, но в основном «для фана», то есть поприкалываться. Те, кто приехал в Америку, чтобы там жить, сразу погружаются в американскую среду, слушают американское радио, смотрят американское ТВ, стараются зажить новой жизнью американского гражданина.

В России радио только русское, поэтому люди и в 5 лет, и в 20, и в 80  слушают естественно это самое радио, выбирая только между радиостанциями. И, когда мне стали писать: «мне 16 лет», «мне 22 года», я очень обрадовался и вдруг почувствовал, что сделал правильный шаг. Я ведь воспринимаю свою работу на радио как некую миссию, простите за пафос.

Когда-то я уехал из России, потому что тогда мои знания, мое умение почему-то не были востребованы - те, от кого это зависело, до широкой аудитории меня не допускали. Но когда я случайно попал сюда 2,5 года назад, мне показалось - что-томеняется, и я решил дать еще один шанс меня использовать (улыбается).

И вот мне приходят сотни писем от тетенек и дяденек, мальчиков и девочек, которые спрашивают меня, как им быть и что делать друг с другом и с самими собой. И я каждому из них перезваниваю. Например, мне звонит человек и говорит: «Я инвалид второй группы, хочу познакомиться с женщиной». Я ему говорю: я не решу ваших проблем за 5 минут. Позвоните в эфир, покажите свой голос. А я задам вопросы, помогу проявиться, может какая-то женщина обратит внимание именно на вас».

Есть разница между ди-джеем на радио и ведущим?

По мне, так разницы нет. Ди-джей - тот же ведущий, только какой-то своей линии. Что такое ведущий? Это человек, который ведет программу. Он может повести разговор в том русле, в котором ему угодно. А может ли ди-джей, который ведет музыкальный эфир перестать крутить музыку и начать разговаривать? Думаю, что да, и разговор получится, и люди будут ему звонить и задавать вопросы.

Такой вид ночных программ, разговоров по душам, – калька с американских? Или это уникальный российский продукт?

Это уникальный рапопортовский продукт. И рапопортовость его заключается в том, что, задавая вопрос человеку, я углубленно интересуюсь ответом. В других программах, как правило, схема такая: короткий вопрос – короткий ответ, а в ответе еще более короткий, ничего не значащий, ничего не определяющий совет. Я считаю, что такой совет не то, что пользы принести не может, скорее нанесет вред. Как можно давать советы не видя человека, не изучив его проблему досконально. Я не советую, а задаю вопросы и, отвечая мне, мой собеседник часто приходит к правильному ответу.

Вообще «Серебряный дождь» - очень продвинутая радиостанция. Она веселая, общий фон – добродушная, ироническая (а не саркастическая) улыбка. Мы никого не давим, ничего не навязываем. Если говорить об американизации – Соловьев жил в Америке, Гордон жил, Володарский, я и сейчас живу, Шнейдеров часто бывает в Америке. Я вещаю на «Серебряном дожде», потому что он мне пришелся по душе. Когда я его первый раз услышал, я сразу понял – мое, и попытался туда устроится. Меня достаточно долго не брали. С одной стороны было обидно, с другой я понимал, что так устроена вся система. Я терпеливо ждал и дождался – вот уже полтора года веду свою программу.

Основные особенности прямого эфира? К чему должен быть готов ведущий?

Ведущий должен быть готов к тому, что окажутся люди недовольные, не умеющие, но желающие говорить (это самая большая проблема), поэтому и долгий диалог мне важен, чтобы человек понял, что его проблема мне действительно интересна и профессионально и личностно. И я даже готов проговорить с одним человеком, в течение целой программы. Кто обычно звонит? Огромное число позвонивших люди, которые хотят самореализоваться, выразиться, быть услышанными. В какой-то мере они хотят выйти на сцену. Им часто не важен результат разговора, им важно, чтобы их голос услышала вся страна, весь мир (потому что мы звучим и заграницей).

Человек высказывает свое мнение. С моей точки зрения часто спорное, незрелое, но, по его мнению, правильное. И я должен решать, что с этим делать. Я могу (как некоторые ведущие) ответить – «да пошел ты…, ты несешь чушь» и заявить себя как истину в последней инстанции. А можно обозначить интерес: почему у человека это мнение появилось, предположить какой-то путь, проникнуться уважением к его мнению, возможно, противоречащим общепринятой логике, но родившимся у этого человека. Доброжелательность подтолкнет его к размышлению (у меня такие случаи бывали) – все ли он правильно решил. И вот, человек, в эфире, в ночном разговоре приходит к мысли, что надо что-то переосмыслить своей жизни. А я все время говорю: «Ребята, меняться надо начинать не с первого числа, не с утра, не с понедельника, а в тот момент, когда это пришло в голову». Люди вешают трубку и некоторое начинают жить по-новому, а хотелось бы, чтобы все. И мне про это пишут, мне про это говорят, а я от этого кайфую так, что ни за какие бабки этот кайф не купишь. Программа «За час до полуночи» дает мне общение – звонят совершенно потрясающие, уникальные люди.

Бывает так, что ваши программы кому-то помогают?

Например, во время прошлой программы мне позвонила девушка, и говорит: «Не удерживаются мужчины». А вы готовы к тому, что во время нашего разговора кто-то захочет познакомиться? «Да». Она присылает номер, и тут же один человек откликается. Я их свожу и говорю, только не забудьте, когда поженитесь пригласить на свадьбу.

На каждой программе сидит редактор, через которого надо прорваться?

У меня сидит в основном Андрей Краевски, он достаточно демократичен. Я ему сказал: принимай все звонки. Больше того, для меня «ругательные» звонки – манна небесная, потому что, когда тебе говорят, что тобою недовольны – это большая похвала, это значит, что ты «попал».

Я, скорее, о другом. Прорвался на эфир не умеющий говорить человек с неинтересным голосом, но у него драма, он в критическом состоянии.

Видишь ли, скучных звонков не бывает, бывают несмодулированные голоса, и моя задача сделать этот разговор интересным. Когда человек звонит, обычно у него внутри что-то произошло, и я не могу человек отбросить только оттого, что он неинтересен с первого посыла, я его должен раскрутить. Радиослушатели пишут на пейджер: «Сбрасывай ты этого козла», и подобные сообщения очень часто приходят. Первая мысль: сбросить я его должен для чего, чтобы пустить тебя? У тебя, что, душа болит больше? Тебе нужнее? Тебя бросила женщина, не любят дети, уволили с работы? Думаю, что я выиграю как пастырь, как ментор (в хорошем смысле), как тренер, если я проявлю интерес ко всякому человеку.

Сегодня у зрителя (в кино) или слушателя (радио) не остается тайн, потому что модно «раскладывать» все спецэффекты, технические приемы, психологические приемы. Нужно ли это делать?

Я могу не говорить, о какой-то специфике моей личной жизни, но я думаю, что на мой век интриги хватит. Поэтому я не боюсь некоторые вещи раскрыть. Тайна добавляет интерес, но чрезмерная тайна утомляет. Наверное не надо все раскрывать. Я объявил, что моя программа для тех, кому плохо. Особенно вечером, зимой, в будний день – таких огромное количество. И я знаю, что очень многие могут сделать так, чтобы им стало хорошо, их надо только чуть-чуть смотивировать и направить.

Вы состоявшийся человек. Зачем вам надо сниматься в кино?

Чтобы состояться еще больше. Ведь именно этого – сцены, экрана, подиума, я хотел с детства. Пропуская подробности, я закончил актерское отделение Strasbеrg School в 2001 году, с гордостью могу сказать, что один мастер-класс у меня вел Аль Пачино. Я снялся в 25 фильмах за полтора года, не очень многим российским актерам так повезло. То есть вроде все было: я пел на сцене Кремля, в «России», на «Олимпийского», вроде все сделано, можно умирать.
Но, оказывается нет.

Кажется, вы еще и играете сейчас в спектакле?

Совершенно верно, в спектакле «Отель двух миров», с которым мы сейчас едем на фестиваль в Авиньон. Спектакль меня заинтересовал по двум причинам: первая – состоянием реанимации и тем светом, пребыванием в пограничном состоянии. Мне было интересно, смогу ли я перенести свои ощущения там (у меня была клиническая смерть в течение полутора минут) на ощущения в спектакле. Кроме того, мне был очень интересен образ человек, который все делает правильно, по закону, он религиозен, у него правильное воспитание, но его все ненавидят. Ну, прямо как в жизни: зависть, переходящая в ненависть. И, естественно, человек, который делает что-то, что они тоже могли бы, но по каким-то причинам не делают, является для них немым укором. Так было, есть и будет. И это не только о Ходорковском, Березовском, Гусинском,  Чубайсе, Высоцком или даже Пугачевой и Киркорове. Это касается любого, кто пытается идти своей колеей.

Есть рецепт, как врачу-психотерапевту стать актером?

Моя точка зрения: психотерапевт и актер это две неразрывно связанные части одной профессии. Если у психотерапевта нету актерского таланта и наоборот – продукт оказывается пресным. Однако надо быть готовым, что тебя будут везде не хотеть и не пускать, относиться к этому с пониманием, иронией и добродушием. Постоянно совершенствовать себя в вокале, в пластике, в игре на инструменте, в языке. Но в основном, в отношении к жизни. А у меня это - жить сегодняшним днем, в мире с самим собой, что по-английски называется peace of life.

Фото Александра Рапопорта с сайта радио "Шансон"

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).