будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура

Александр Жолковский: Из космоса не видно бородавок

Александр Жолковский: Из космоса не видно бородавок
struct1s

В клубе «Билингва» прошла презентация книги американского профессора славистики Александра Жолковского «НРЗБ. Allegro mafioso», только что вышедшей в издательстве ОГИ. Маленький зал буквально ломился от знаменитостей - Александр Журбин, Андрей Хржановский, Вениамин Смехов, Ираклий Квирикадзе, Игорь Волгин, отец Михаил Ардов, профессор Владимир Успенский, член-корреспондент Сергей Старостин, профессор Михаил Эпштейн, поэты Евгений Рейн, Лев Рубинштейн, критик Андрей Немзер - ученые, писатели, рядовая интеллигенция вкупе с креативными интеллектуалами стояли друг у друга на головах.

Из тех, кого не было, тоже можно было составить представительный список - Эдуард Лимонов и Василий Аксенов, Анатолий Найман и Умберто Эко, Сергей Гандлевский и Дмитрий Быков. Последние, впрочем, находясь вне Москвы, прислали вместо себя поэтические послания, которые и были зачитаны. Например, «письмо счастья» Дмитрия Быкова было исполнено в духе новой «аббревиатурной поэзии», навеянной названием книги. В частности, он наградил автора титулом ВПЗР, «великого писателя земли русской», ранее прилагаемым разве что к Солженицыну.

Новая книга Александра Жолковского состоит из двух частей. Первая – переиздание давнего сборника новелл «НРЗБ», вышедшего в самом начале 1990-х. В 2002 году книга неожиданно обрела  скандальный характер: поэт и писатель Сергей Гандлевский похитил ее  название  для своего романа, тоже нашумевшего и получившего разные премии. Вторая часть "НРЗБ" Жолковского - знаменитые виньетки профессора - язвительные, лирические, смешные мемуарные истории, отчасти уже издававшиеся, отчасти - новые. Рассказы из «НРЗБ»  -  настоящая русская проза, умная, яркая, горькая. Как сказал еще в конце 1980-х годов по ходу печатания рассказов Василий Аксенов, -  «Ну все, Алик стал писателем».
После презентации профессор университета Южной Калифорнии, филолог и писатель Александр Жолковский побеседовал с Игорем Шевелевым о том, как русская литература видится на расстоянии и почему Гандлевский не стал придумывать для своего романа оригинального названия.

Русская литература греет вас по обе стороны океана?

В Америке все-таки иначе, чем здесь. Естественно, что читатели русской литературы – в России. Здесь же цветение изданий, издательств, магазинов, презентаций. А повседневность моей жизни в Лос-Анджелесе - это преподавание на кафедре славистики. Фактически это кафедра русской литературы и культуры, где я преподаю немногочисленным аспирантам, - часть из них русские, другие украинцы, третьи чистые американцы - курс русской литературы, русские и западные литературные теории. Конечно, это лаборатория, а не та «вибрирующая», как говорят в Америке, активно пульсирующая русская жизнь и литература, что мы находим здесь. 

 Там это достаточно маргинальная область?

Там это региональные исследования. Славистика рядом с германистикой и еще чем-то. Конечно, меня там щедро поощряют, начиная с хорошей зарплаты вплоть до исследовательских возможностей. Я могу ездить с исследованиями в Европу и в Россию, могу ездить с лекциями на восточный берег и выступать в Йельском университете или в Нью-Йорке в ресторане «Русский самовар», где собирается некоторая русская общественность. Но это 15-10 человек. Густота и интенсивность связей, которая есть здесь, не может быть имитирована вне России. И это правильно. Россия – это место русской литературы. Во времена застоя это было подавлено здесь, существовало подпольно. Потом все расцвело. Хотя мне как американцу кажется смешным, что пока я надписывал в «Билингве» книгу своим друзьям, у продавцов она кончилась. Оказывается, они недостаточно ее привезли. Казалось бы, когда же еще печь пирожки, как не сейчас? Но неделовая российская жилка проявилась и тут.

Не появилось ощущения, что в свое время вы зря отсюда уехали?

Такого ощущения у меня нет. Наверное, я какой-то аутсайдер, потому что всякий раз, когда я сталкиваюсь в российском пространстве с какими-то аспектами деловых действий, - а они достаточно скромные, вроде издания коммерчески незначимых книг, - мне это очень трудно дается. Казалось бы, все это должно занять минимум времени - организовать, произвести и забыть, - но происходит очень медленно и сложно. 

Штольц, приехав из-за границы, тоже был очень недоволен Обломовым.

Да, мои коллеги-лингвисты увлеклись в последнее время исследованием русской картины мира. Недавно в Институте русского языка, с которым я поддерживаю интенсивные отношения, выступаю с докладами, мне подарили свою книгу три автора – Анна Зализняк, Ирина Левонтина и Алексей Шмелев. Анализируя слова русского языка, они приходят к интересным выводам о том, как же русские смотрят на вещи. И вот, читая ее с восторгом, я понимаю, почему мне так трудно. В частности, потому что русская картина мира включает представление о том, что успех не является результатом деятельности. Он или сам собой приходит, или не приходит. А вот простые равномерные усилия вовсе не обязательно приводят к успеху. Недаром по-русски не говорят: «Я завтра не приду на работу». Как бы вы сказали?

Меня завтра не будет?

Меня завтра не будет! Я не субъект этого высказывания. Меня – не будет! Силами неизвестно какого космоса или этоса. Я даже за это ответственности не несу. Это наблюдение сделала Анна Вержбицка, знаменитая лингвистка-полька, живущая в Австралии. Это не причинно - "я не приду". Это безлично – "меня не будет". В эту картину мира трудно вписываться с изначально организованным стилем поведения, да плюс еще с американским. Я – делаю. Я – обещал. Мне – обещали. Товар-деньги-товар. Нет, здесь как-то еще не так.

Русская культура виднее на расстоянии?

Да, есть свои плюсы. Они состоят в некоторой абстрагированности, в холодности подхода. Ты не находишься внутри мифологического пространства. Для тебя нет его святых. Ты свободно анализируешь. Если потом публикуешь это в России, в тебя начинают кидать камни. Написав про Ахматову, я вызвал гнев. А так ты объективно извне что-то исследуешь. 

А минусы?

Оборотная сторона тоже очевидна. Исследуя со стороны, ты не видишь всех деталей, всех, как говорят американцы, бородавок. Зато ты издали, научно и без горячей реакции фотографируешь из космоса сокрушительный удар по «беззаконной комете». 

 Какие научные перспективы для себя вы там видите?

Надо сказать, что в последние годы я не только вернулся в русский контекст и взаимоотношения, но и вернулся к своим структуралистским основам. Те работы, что я делаю последние пять лет, должны достичь кульминации в виде «Антологии инфинитивной русской поэзии» с моими комментариями. Это академическое, аннотированное издание выстроится вполне в согласии со структуралистской методикой: собери стихи, выбери наиболее представительные, прокомментируй как следует, выяви все типичные структуры. 

Здесь бы вы делали то же самое?

Да, но что для меня в этот момент делает Америка. Она платит мне деньги, чтобы я имел время на исследования. Она готова спонсировать само издание этой книги. Возможно, «Антология» выйдет в новой серии «Библиотеки поэта», которой руководит Александр Кушнер. Но грант я получаю от своего университета. Вот черта, с одной стороны, американской деловитости, а с другой - ее щедрости и благотворительности, готовности поощрять самые разные исследования. Я делаю нечто для России как славист, работающий в Америке. И вот они щедро финансируют то, что я преподаю русскую литературу первокурсникам по-английски, а аспирантам по-русски. 


 А упадка славистики там не наблюдается?

Да нет, есть кафедры, есть регулярные конференции, издания. Все это поощряется по американским масштабам скромно, но достаточно. Упадок, образно говоря, заключается в том, что кончилась холодная война и не надо финансировать массу будущих шпионов и знатоков России. Американская славистика интересна не детальным владением деталями русской культуры, а своими теоретическими идеями. В комбинации американской и русской славистики возникает уравновешенное исследование русской идеи.

Каким видите свое славистическое будущее? Вперед глядите без боязни?

Я уже немолодой человек, я, скорее, завершаю свои работы. Думаю, что «Антология инфинитивной поэзии» будет моим последним вкладом в исследование русской литературы и поэзии, слишком уж это большое предприятие. 


А уйдя на пенсию, останетесь в Америке или переберетесь сюда?

Если быть совершенно честным, то политическая обстановка в России не очень располагает к тому, чтобы доверить ей свою беззащитную старость. Приезжать сюда – приятно, а к переезду я не готов.

Последний вопрос: что же все-таки с названием «НРЗБ»? 

Ну что. Гандлевский не сумел сочинить хорошего заглавия для своего романа и похитил его у меня. При этом за всей литературной полемикой мы с ним друзья-приятели. Я гощу у него, он скоро приедет ко мне в Америку, где будет читать стихи у нас в университете. Все прекрасно, никаких злых чувств. Я как-то в очередной раз заявил ему претензию. Он, видимо, заранее подготовил ответ и сказал: «Алик, вы до сих пор исследовали литературу - все эти интертексты, литературную борьбу, - а теперь вот вкусили ее непосредственно!». Самое интересное, что все ему говорили про похищенное название. Говорили в журнале «Знамя», говорили в издательстве. Но вот он как-то так для себя решил. Пользуясь разве что вашим микрофоном, могу сказать ему: «Сережа! Сам придумывай заглавие, да?!»

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).