Если бы кто-то несведущий прошел днем в четверг по набережной мимо элитного дома на Кутузовском проспекте, 30\32, он бы решил, что на развернувшейся там стройке снимается какой-то сериал. На маленьком пятачке расположилось с полдюжины телекамер, туда-сюда сновали группки людей с микрофонами и блокнотами, но самое главное: по площадке расхаживали популярные артисты в строительных касках. Между тем, причина состояла вовсе не в съемках. Дело в том, что в этот день состоялся сбор труппы театра – «Мастерской П. Фоменко» - и именно его артисты в сопровождении трех десятков журналистов провели экскурсию на строительство своего нового здания. Впереди всех шествовал – в каске, тельняшке и с сигаретой в зубах – сам режиссер. За несколько минут до экскурсии он провел сбор своей труппы в одном из маленьких залов театра в бывшем кинотеатре «Киев», где до сих пор ютится знаменитая «мастерская». Долго «фоменки» и те, кто им помогал, пытались выбить у властей решение о строительстве нового здания. Когда же решение было, наконец, принято, труппе пришлось прождать еще несколько лет, пока на объект вышла техника. Сегодня можно констатировать, что и у нас возможна нормальная работа в инвестиционном комплексе. И что театры в России не только горят, но и строятся. Пример тому – новое здание «Мастерской П. Фоменко» на набережной Москвы-реки.
Корреспондент «Прагматики культуры» Павел Подкладов, в целях обеспечения техники безопасности водрузив на голову белую каску, прошел вместе с артистами по смотровой площадке стройки и был весьма удовлетворен ходом и темпами строительных работ. Не очень веря, такая идиллия возможна, он попросил ответить на несколько вопросов главного помощника Петра Фоменко, директора «Мастерской» АНДРЕЯ ВОРОБЬЕВА.
Андрей, как осуществляется финансирование объекта?
Благодаря Юрию Лужкову и его команде, все, что касается нашего объекта, проходит замечательно. Выделено стопроцентное финансирование, никаких задержек с деньгами пока нет и, как нам заявили в мэрии, не будет. Аппарат Владимира Ресина тщательно контролирует строительство, его заместитель Александр Максименко два-три раза в неделю приезжает на стройку и лично проводит совещания. Это – редчайший случай за всю историю строительного дела в Москве.
Приходится ли вам искать какие-то дополнительные источники финансирования?
Многие считают, что это здание уникально. В чем это выражается?
В первую очередь, это - очень красивый проект. У него замечательный фасад, который «выплескивается» из откоса на набережную Москвы-реки и будет очень красиво смотреться с другого берега, со стороны «Сити». Здание будет состоять из стеклянных и металлических конструкций, а отделка будет каменная. Но фасад разрабатывался Сергеем Гнедовским не просто для красоты, он заложил туда свое видение «идеи театра»: это твердый, крепкий камень, в котором нежная, хрупкая, хрустальная сердцевина. Здание именно таково: с одной стороны, это - «глухое» каменное сооружение, выходящее фасадом на третье транспортное кольцо, чтобы, ко всему прочему, подавить шум машин, а с другой стороны здания – будут стеклянные конструкции и лестница, уходящая в небеса, в никуда, олицетворяющая творческий поиск. Уникальность здания – и в том, что оно предназначено именно для репертуара нашего театра. И сценическую площадку, и зрительный зал мы разрабатывали, не забывая ни об одном нашем спектакле. У нас есть такие спектакли, которые живут уже дольше, чем существует театр. Например, «Волки и овцы» созданы еще во время учебы в ГИТИСе. И мы стараемся как можно дольше продлить жизнь таких спектаклей.
Исчерпан ли конфликт с жителями дома, которым новое здание закрывало вид на реку?
Да. С одной стороны, они поняли, что мы их не обманули: здание строится с максимальным учетом их интересов. Оно не поднимается над землей выше девяти метров, стройка проходит в режиме максимального благоприятствования, в ночное время ведутся только тихие работы. Кроме того, мы практически уложились в планируемые сроки. Выйдя на набережную Тараса Шевченко и посмотрев на огромные железобетонные конструкции, вы поймете, что это уже закопать невозможно.
Вам, как директору, наверное, приходится сталкиваться с проблемой балансирования материальных и творческих интересов актеров. Ведь артисты «Мастерской» - более чем популярны, их часто приглашают сниматься, а театр, наверное, не может конкурировать с кино в материальном смысле. Как вы выходите из положения?
Я надеюсь, что наши актеры идут сниматься в кино или занимаются другими интересными проектами вне театра, прежде всего, руководствуясь творческими соображениями. Но и материальный аспект тоже актуален. Кино сегодня сильно «подрубает» шансы театра «в конкурентной борьбе», разница в оплате труда актеров составляет несколько порядков. Актер за один съемочный день в кино часто получает в несколько раз больше, чем за месяц работы в театре. Но мы стараемся максимально стимулировать наших актеров для того, чтобы для них вопрос съемок имел, прежде всего, не финансовое, а творческое значение.
Как вам удается вообще «выплывать» в рыночном море? Вынуждены ли вы ли «задирать» цены на билеты?
Мы стараемся по мере сил зарабатывать деньги сами, чтобы повышать заработную плату артистам и расширять материально-техническую базу. Нам в этом по-прежнему помогают наши меценаты - Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Национальный резервный банк, АФК «Система», Мосэнерго. Это - наши давние настоящие друзья, которые не превращают свою меценатскую деятельность в пиар-компанию. Пропорция такова: мы сами зарабатываем приблизительно столько же, сколько дают нам меценаты. И эта сумма в полтора раза больше, чем нам выделяет Правительство Москвы. Это – разумная пропорция, она позволяет нам иметь независимость, а, с другой стороны, более или менее находиться «на плаву». Хотя наш бюджет в два раза меньше, чем нам бы хотелось. Планов и идей – гораздо больше, чем возможностей их осуществления. А что касается билетов, то ценовая политика у нас дифференцирована. Есть достаточно дорогие билеты, которые стоят 2500 рублей. А есть и очень дешевые: по 100 и 50 рублей.
Поможет ли переезд в новое здание решить материальные проблемы?
Новое здание, в первую очередь, даст возможность серьезно и спокойно работать над новыми спектаклями. Кроме того, нам не придется тратить деньги на аренду складских помещений, перевозить декорации и постоянно их чинить после перевозки. Не говоря уже о том, что не придется арендовать чужие площадки. Но цены на билеты в новом здании задирать не будем. Их будут иметь возможность покупать и люди с небольшим достатком.