будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Культура
Биргер Лиза

«Апокалипсис» перед Рождеством

«Апокалипсис» перед Рождеством
apocalypto-poster

«Когда придет конец, не все будут готовы уйти» гласит слоган нового фильма Мела Гибсона «Апокалипсис». Второй слоган еще мрачнее: «никому не избежать судьбы».  Фильм, показывающий закат цивилизации майя, вышел на экраны аккуратненько к праздникам: за три недели до Рождества в Америке и за три недели до Нового года в России.  Тем самым неожиданно заняв место традиционных рождественских комедий – говорят, релиз перенесли с 4 августа на 7 декабря из-за непрекращающихся мексиканских дождей, но перенос оказался как-то слишком даже удачен. Зритель вроде даже рад – в первую же неделю картина заняла первое место в американском прокате. Сегодня она выходит и на российские экраны – посмотрим и мы, как порадуются наши зрители.

Не надо читать миллион рецензий, чтобы знать, что “Апокалипсис” – это такая рядовая гибсоновская страшилка про то, что будет со всеми нами, если все будет, как будет.  Ужасные картины из нехорошей жизни индейцев майя с вырванными сердцами и отрубленными головами, катящимися по ступеньках храмов, сменяются видом на белые паруса конкистадорских кораблей.  При этом фильм бьет все рекорды по массовке, и майя в нем говорят на настоящем “майском” языке. Не потому, что Гибсон большой историк (да и какой из него историк), а потому, что он очень хорошо знает, как работает кино. И первую его задачу видит в том, чтобы не оставить зрителю пространства для воображения. Мнимое правдоподобие прикрывает точный режиссерский расчет, и горе тому, кто пришел сюда смотреть кино про индейцев. Вместо этого он получит два часа впечатляющих кошмаров с нравоучительным финалом: майя не верили в бога и за это получили апокалипсис, и с вами, дорогие мои, будет то же самое. Счастливого Рождества!

В этом расчете есть, конечно, что-то иезуитское. Точно так же в средние века зарождался театр – с церковными представлениями о жизни святых и отрывках из Святого Писания. Гибсон, может и неосознанно, возвращается к самым истокам современных зрелищных искусств. Безумный миссионер с горящими глазами, он говорит: покайтесь, а не то все отправитесь на костер. И стоит не сомневаться, что, будь его воля, всех нераскаявшихся спалил бы, не колеблясь. Простой же люд получает зрелища: устрашающие, совершенно не фантазийные и слишком даже ладно скроенные сказки “в лоб” – но и этого достаточно, чтобы поучить и направить на путь истинный.

Поэтому, пожалуй, невозможно говорить только о кино, не говоря о режиссере. Редкий анонс на “Апокалипсис” обошелся без упоминания о очередных скандалах с Мелом Гибсоном в главной роли. О том, что Мел Гибсон пьет, неуправляем, скандалист, водит машину в нетрезвом виде и ненавидит гомосексуалистов и евреев, известно всем. О том, что он католик – тоже. И кажется, не будь он католиком, Америка давно бы его съела за плохое поведение. Однако вот – когда у Мела Гибсона не выходит нового фильма, он неуправляемый хам. Появляется фильм – и вот он гордость нации, ее католическая совесть, как ее демократической совестью, например, является Майкл Мур. Удивительно во всем этом только то, что Гибсон – католик, а не, скажем, протестант. Потому что одно уже стремление тыкать соотечественников носом в религию как нашкодившего щенка в лужу – совершенно квакерское. И от них же – святая уверенность в том, что “от судьбы никому не уйти”. А от католичества – скульптурная красочность всякого изображения – будь то страсти Христовы или отрубленные индейские головы. Зрелищность и иллюзия правдоподобия – залог успеха всякой проповеди, а о чем бы ни были фильмы Мела Гибсона, иначе, как проповедями, их не назвать.

Традиционно, кстати, конец года с его праздничной суетой считается самым опасным временем для потенциальных самоубийц, которые не выдерживают радостной толчеи в магазинах, колокольчиков Санта Клауса из каждой рекламы и рождественского кино, по мере радостного идиотизма превосходящего все разумные пределы и на общем фоне начинают чувствовать себя особенно несчастными. Дорогие потенциальные самоубийцы! В кино вам в этом году поживиться абсолютно нечем. Вместе с немецкой криминальной драмой Knallhart («Круче не бывает»),  триллером «Черное рождество» и новым фильмом Эльдара Рязанова «Андерсен» с пугающим тэглайном «Жизнь без любви» - картина совсем безрадостная. На фоне солнечных вспышек и бабочек в декабре, наверное, таким и должен быть конец года – 2006. Не время радоваться, значит. Время смотреть Мела Гибсона.

Биргер Лиза
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).