будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино что посмотреть
Ноябрь 17, 2025
Культура

Балабанов близко-близко

Балабанов близко-близко
балабанов_800.jpeg
Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием». kinopoisk.ru

3 декабря в московском кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера нового фильма Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием». После показа было обсуждение, режиссер ответила на вопросы из зала. Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов рассказывает, почему этот фильм стоит посмотреть. С 8 декабря он выходит в широкий прокат. 

«Я бы, наверное, никогда не смогла закончить этот фильм. Это такая себе работа — когда ты полсмены рыдаешь, и тебе твой монтажер говорит: "Любочка! Опять… Ну сколько можно?" Но после 24 февраля у меня появилась бодрость чрезвычайная. Меня оскорбило то, что его пытаются присвоить», — так после показа Любовь Аркус объяснила, почему этот фильм появился в декабре 2022 года — через 9 с половиной лет после смерти Алексея Балабанова. «Я знала, что я снимала человека, который умрет. Я снимала реквием его жизни. Одновременно — поскольку я его очень любила, он мне был роднейшим человеком на свете — было очень трудно поверить, что человека не будет. Ты это понимаешь умом, но поверить в это невозможно. У меня всеёвремя был такой нереалистичный запасной вариант, что он выживет. И это будет фильм о том, как человек выжил. Но, к сожалению, этого не получилось». 

Всё начинается с 15-минутной части, в которой Любовь Аркус закадровым голосом говорит о Балабанове как режиссере. На экране всё это время и знакомые каждому кадры «Брата», и знакомые любителям страшилки «Груза 200» и «Про уродов и людей», и знакомые знатокам философствования «Счастливых дней». Аркус в стилистике киноэссеистики, нащупанной ею в фильме «Кто тебя победил никто», выделяет ключевые темы фильмов Балабанова: сила и насилие, смерть и жизнь при смерти, ненужность. На экране — переклички: разные герои то дуют в кулаки, чтобы согреться, то греются у огня, то идут впереди камеры так, что зритель видит их только со спины. После этого появляется титр «Балабанов. Колокольня. Реквием», Любовь Аркус из закадра исчезает (она вернется ближе к концу фильма еще один раз, чтобы прочитать рассказ Алексея Балабанова), сопроводительный титр на всякий случай поясняет, что автор с главным героем дружили, поэтому история очень личная. Похороны в ч/б. Долгая пронзительная сцена. В кадре и сама Любовь Аркус, и вдова Надежда Васильева, и продюсер и друг Сергей Сельянов. И много кто еще. Смерть отрезвляет, сбивает, пугает. Дальше — пробуем разобраться, попадая в мир героя на таком близком расстоянии, что даже не верится.

Вот Алексей Балабанов в машине на съемках своего последнего фильма («Я тоже хочу») просит по рации актрису Алису Шитикову не отрывать рыбам головы, потому что рыб осталось мало. А вот на фоне колокольни из того же фильма неожиданно появляются портовые краны и какой-то жуткий завод, словно из «Груза 200». А вот Балабанов в питерском книжном «Порядок слов» на творческой встрече рассказывает, что «счастье с годами проходит» и его ничего не радует. А вот он в Сербии улыбается и подпевает цыганам. Или слушает романс уличного музыканта в Костроме, куда, оказывается, отправился смотреть локации, чтобы после «Я тоже хочу» еще один фильм сделать. А вот гуляет по зоопарку в Сестрорецке с внуком Любови Аркус, а потом, играя с ним в огромные шахматы, пугает его, объясняя, что у него такие кривые пальцы, потому что он был хулиганом и много дрался. А вот мы вообще попадаем в комнату главного русского режиссера последних десятилетий и разглядываем его черную подушку в белых пиратских черепах с костями. Ну, мыслимо ли? 

Комментарий Любови Аркус: «Я поняла, поскольку я была очень близко, просто совсем близко, два года... Он ведь умер, потому что он хотел умереть. Он не хотел быть старым, он не хотел жить без энергии, он не хотел жить вполсилы. А сил было всё меньше и меньше. Кроме того, в фильме есть очень важный момент, я корю себя за то, что, может быть, я неправильно его поставила. Потому что, может быть, непонятно, до какой степени это важный момент. Рассказ Алёши. Про то, что до шести лет он был счастлив, а потом понял, что ему всему этому придется сказать "прощай". И что он долго плакал, и с этого момента не был больше счастлив. Он не хотел жить в присутствии смерти. И, судя по этому рассказу, он не хотел этого с шести лет. У него были очень странные отношения с Богом. Глубочайшая вера. Я долго думала, оставлять ли эпизод в Ипатьевском монастыре. Уж слишком он интимный. Я его сокращала, не знаю, месяц, наверно. Там осталось буквально три кадра, а сама съемка двухчасовая. Он не мог себе позволить уйти, потому что он считал, что это грех. Но он молил его забрать». 

Как мы помним, сам себя Алексей Балабанов в последнем фильме в рай не пустил. Фильм Любови Аркус будто дает надежду на то, что, может быть, он ошибся. Так в нем всё выстроено, что старая новость о том, что «Колокольня Счастья» рухнула на сороковой день после смерти Балабанова, какими-то новыми красками начинает играть. И очень хочется верить, что Алексей Балабанов если не с облака свесил ноги, то хотя бы обрел покой. Потому что точно заслужил. Потому что реквием то и значит.

читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).