будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Прокофьев Андрей

Белый мусор

Белый мусор
belmus
Белый мусор. Книга Андрея Прокофьева

У Андрея Прокофьева вышла уже вторая книга. Те, кому посчастливилось прочитать его первую книгу ("Шкала стресса"), будут очень рады, а вместе с тем удивлены, насколько же потрясающе скандальной у него получилась вторая! Велик будет соблазн сравнить кое кого из его книги кое с кем из жизни и выслать Андрея Прокофьева в Исламабад или, в крайнем случае, послать в него длинную черную стрелу! Но это варварство, а мы все же культурные люди и на такие замуты плюем. Андрей из той компании, которая попадает в искусство, минуя те коридоры, через которые ходят по правилам. Олег Попов

Подзаголовок "мужской роман" должен бы указывать на то, что это нечто противоположное пошлости розовой литературы. Пожалуй, так и есть. Это проза контр-пошлости, плотная в деталях. Автор утверждает, что провел серьезную исследовательскую работу, и все истории, как незамысловатые, так и пугающие, не выдумал, а взял из жизни, своей и окружающих. Это повесть о маленьком, будто бы ненастоящем человеке XXI века, который родился, подрос и выжил в эпоху всесоюзного пьянства, сформировался во время гласности, перестройки и казанской гопоты, получил образование в лихие девяностые. Он живет просто, как мышь или кролик и не задумывается, зачем он это делает - живет. Многочисленные любовные фрустрации раскрывают уродства как самого героя, так и окружающих. Фоном проходят разнообразные маркеры последних 20 лет - нувориши, бандюки, деловые, палаточники, демократы, эфэсбэшники, диссиденты, отставные офицеры, глупые женщины, эзотерики, героинщики, экстрасенсы, демократы. Это и есть белый мусор? Вопрос. Не исключено, что сама книга - белый мусор. Благодаря одному из подобных героев-маркеров - гомосексуальному экспату из Америки - главный герой метафорически превращается в педераста, не ясно точно, в плохом или хорошем смысле, и становится участником грандиозного педерастического переворота. А заканчивается все хорошо, как говорят создатели сериалов, "спин-оффом" - ответвлением сюжета, в котором главный герой выкидывает с балкона маму своей возлюбленной, но уходит от ответственности.

Где герой переживает несколько романтических любовных историй с фрустрациями  

Глава 1. Марина с юго-восточной окраины 

Первым, не считая прежде рассказанной читателю истории о половом акте с дачной подругой, любовным увлечением Виталика стала девушка Марина, которая вместе с ним раскладывала карты в бандитском казино в Кузьминках, поскольку не поступила летом в высшее учебное заведение. Она происходила с юго-восточной окраины Москвы, из семьи рабочей не сказать, чтобы интеллигенции, но и не последних хамов. Папа трудился на предприятии, которое вырабатывало определенные детали для космических спутников, а мама работала в ОТК на АЗЛК. 

В семье совсем не пили, как было положено приличным людям в те годы, было пианино, на котором небезуспешно занималась Марина, и долго еще после окончания музыкалки умела сыграть как пьесу «К Элизе», так и adagio sostenuto «Лунной сонаты» Бетховена. Пианино стояло в одной из трех комнат квартиры улучшенной планировки. Как в любой приличной советской семье, было много книг с нерасклеенными страницами. У Виталика, например, не было столько книг, потому что его родной папа их по большей части продал, чтобы купить водки и портвейна в тяжелые для себя дни между сменами на машиностроительном заводе. 

От настоящей рабочей, а тем более инженерной, интеллигенции родителей Марины отличала склонность к нетерпимости и осуждению. Например, факт провала Марины на экзаменах в довольно сложном для поступления Институте иностранных языков так разочаровал ее отца и мать, что даже оттолкнул их от дочери. Они никак не могли ей простить вероломства. «Мы столько в нее вложили, в эту дрянь, - жаловались родители Марины, супруги Кудрявцевы, - а она! Как она могла так поступить, эта дрянь?». Кудрявцевы настолько убедили себя в том, что Марина их предала и опозорила путем провала на экзаменах, что вовсе перестали с ней разговаривать, проводя вечера после работы перед телевизором в своей комнате за закрытыми распашными дверями, будто соседи по коммуналке. У Марины был еще и брат – Максим – краснодеревщик, хороший, но безалаберный парень, все время напивался и ходил с синяками, итогом такого поведения стала отправка на химию за кражу магнитолы. 

На вид Марина привлекала простотой: блондинка, хоть и натуральная, выше среднего роста, нос неблагородный, сливой, но, с другой стороны, курносенькие тоже нравятся мужчинам, с большими зеленоватыми глазами и вполне приемлемо вырисованным ртом. Что касается фигуры, то тут у нее также было все вполне сносно, не широко, не узко. Виталику, который изысканным вкусом, даже при наличии в венах благородной кирпичевской крови, никогда не выделялся и не любил ловить журавлей в небе, сразу стал ухаживать за Мариной, делать ей комплименты и, фигурально выражаясь, пушить хвост, изображая из себя душу компании. А Марина-то на своей юго-восточной окраине с такой внешностью и без Виталика пользовалась приличной популярностью, и поэтому поначалу держала Виталика на изрядном расстоянии. Не давала, попросту говоря. 

А Виталик никуда и не торопился: как мог, усугублял знакомство, не стараясь форсировать отношения страстью, поскольку это был не его конек. Его коньком было завоевание доверия с помощью тщедушности и вялости манер, не внушающих девушкам страха, а потом уже, на фоне доверия – уже будет видно, получится или нет. Это поведение очень характерно не только для людей, но и для животного мира в целом, и по этому поводу – авторское отступление. 

Авторское отступление N1. Притча о гамадрилах, рассказанная испанским зоологом.

 «Он такой… знаешь, настоящий мачо», — услышал я как-то мечтательный вздох и насторожился. Вздох был произведен моей собеседницей в супермодных тогда галифе, постпанковских сапогах и c грустным из-за несовершенства мира взглядом. Если бы сапоги были другие или галифе валялось бы рядом, на полу, я бы проглотил последнюю реплику. Но мы сидели в общественном месте, одетые, так что ее вздох немедленно разрушил, как говорят пошляки, сладостные перспективы. 

«Настоящий мачо!». Услышишь — и ничего не поймешь. Вроде бы явно сказано в поддержку неких достоинств недосягаемого мужчины. А что у девушки в этот момент складывается в голове, какая картинка — совсем непонятно. 

Вот изобретатели этого магического слова, испанцы, имели в виду, во-первых, самца какого-либо биологического вида, а во-вторых — мужчину, который ведет себя как самец человекообразного. А именно — помечает территорию, издает устрашающие гортанные вопли, пользуется всеми подряд самками в зоне влияния и вообще всячески пытается доминировать. Получается, чтобы завоевать побольше женщин, нужно просто вести себя как доминирующий гамадрил? 

Как-то не складывается. Чтобы разобраться в безусловно сложном вопросе, я даже пошел к специалисту — одному знакомому, Роберто. Он зоолог, долго жил в Кении и исследовал там группу гамадрилов в корыстных целях — чтобы защитить диссертацию. 

Роберто сам открыл мне дверь. Он почесывал по-испански волосатую грудь и смотрел на меня через толстые очки. 

— Привет, - говорю, - волосатая Испания. Как мне стать мачо? 

— Во-первых, — отвечает Роберто, — поясни, каким мачо: мачо-альфа, мачо-бета или мачо-гамма? 

— Ты давай не умничай! Конечно, самым нормальным! 

— Видишь, Андрес, тут ведь сложно разобраться, какой самый нормальный мачо. Например, раньше считалось, что мачо-альфа — наиболее крут. Оказалось, не так! Я в Кении по гамадрилам понял. Во-первых, эти парни не пользуются такой уж беззаветной любовью самок, во-вторых, не отличаются высоким уровнем тестостерона, а в-третьих, они абсолютно не такие храбрые и сильные, как мы раньше думали. Все это сплошная видимость. Эти ребята далеко не достойны медали за отвагу. На своей территории со всякими хлюпиками они, конечно, вели себя по-хамски. Но когда группе угрожал леопард или лев, эти герои использовали бицепсы и ноги, чтобы забраться повыше на пальму.

Оказывается, все превосходство гамадриловых мачо заработано не выигранными боями, а умелым, скользким избеганием драк и вообще применением макиавеллевских рекомендаций.

- Ну, дела! – говорю. 

- Наиболее доминирующие самцы, как показали наблюдения, если получали отпор, то быстро отступали — их уровень тестостерона падал чуть ли не до паралича. Наиболее сильные и отважные гамадрилы — это вовсе не мачо-альфа, а мачо-бета — особи, которые находятся на более низкой ступени в социальной лестнице гамадрилов. Просто они в силу простоты характера не рвались в начальство. 

— Слушай, — говорю, — Роберто, друг, совсем у меня все перепуталось тогда. А кого же имеют в виду сладкоголосые и высокообразованные, с проницательным взглядом? 

— Не знаю, кого они имеют, но чтобы превратиться в успешного мачо, тебе не нужны ни свирепость, ни агрессивность. Наоборот — учись контролировать импульсы. Нужно развивать коварство и использовать его для создания необходимых коалиций, — говорит этот умник. И грудь испанскую почесывает. 

— Да мне коалиции-то зачем? Что ты привязался со своими коалициями, — говорю, — мне одна нужна коалиция: с той, которая с губами и в постпанковских сапогах. 

Роберто презрительно помычал, посмотрел на меня через очки с многочисленными диоптриями и объявил, что тогда у меня вообще шансов нет.  

— Понимаешь, гамадрилы, самые популярные среди самок, не отличались ни коварством, ни дерзостью, ни силой. Это были не мачо-альфа и даже не мачо-бета, это были обычные инфантильные обезьяны, которые думали про себя: «Зачем мне это все? Пусть эти быдланы друг с другом разбираются, а я лучше буду любезным, чувствительным существом и стану шептать подруге, какого урода она себе нашла. А за это та мне будет вычесывать блох и, может быть, даже даст. И какой смысл из-за этого тягаться со львом или с этим тупицей — соседом по джунглям?»

— Так что быть милым и любезным — вот главная тактика, — закончил Роберто. — ты не должен быть ни выдающимся мыслителем, ни выдающимся негодяем. Более того, тебе для этого не нужны ни мышцы, ни мозги. У людей, как у гамадрилов, выходит, что главное – подсуетиться, когда женщине потребуется участие. С другой стороны, может, в этом и есть великая правда природы: пока двое разбираются, кто сильнее, дерутся, или строят козни, или совершенствуют тело, или пишут памфлеты, та, из-за кого они разбираются, уйдет с любезным, который ей быстренько передаст свои гены. А ей останется только произносить магическое слово «мачо», значения которого она не знает. А откуда она может его узнать? 

В чем мораль притчи о гамадрилах? Очень просто: нет смысла углубляться в феномен «мачо». Я вот за это взялся и сглупил. Если уж зоологи объяснить толком ничего не могут, что с барышни спрашивать. Для каждой мачо все равно разный. Для некоторых вон даже тишайший Антонио Бандерас, друг Пидеро Альмодовара, — мачо. Лучше, в общем, повежливее с дамами. С другой стороны, Роберто, говорят, пил много в Кении. Может, выдумал все. Примерещилось.

Конец авторского отступления N 1. 

Глава 2. Завоевание Марины. 

Виталик, кроме прочего, рассказывал Марине про машины. Мы уже знаем, что он обучался в Автодорожном институте, и кое-что там выучил, несмотря на благоприобретенную туповатость и леность. Например, он узнал, что нет известных ему прежде марок машин «Пеугеут» и «Ренаульт», а есть «Пежо» и «Рено». Он выяснил, что значит двигатель буквой V, узнал, где висит подвеска и как ходит ходовая. Эти, пусть малосущественные и непрактические, знания позволили ему в беседах о машинах превосходить своих коллег и даже заразиться слесарским чванством. 

- «Аудюшка» восьмидесятая – бочечка, хорошая. Подвеска не очень, правда, зато вэобразный двигатель, - начинал Виталик, когда кто-то подъезжал к казино.

- Как это вэобразный?

- Ну, значит поршни ходят не прямо перпендикулярно, а вот так, - Виталик показывал знак «виктория» двумя пальцами.

- Ну, и смысл?

- Как… нуу… мощность сильнее и надежнее! – отвечал Виталик. - Потому что под наклоном больше пространство хода поршня, и поэтому моща дает. То же самое «мерседес», как у Грача, только «мерседес» менее оборотистый. У него оборотов в секунду меньше движок дает, поэтому он более постепенный на дороге. К тому же у него турбодизель. Там из-за нашей соляры может надо будет то и дело менять форсунки, форкамеры, вакуумный насос, настраивать.

- Что, какая камера?

- Форкамера, это такое свободное место в головке цилиндра двигла. Чтобы двигло от детонации не портилось. 

Марина слушала и ей нравилось, хотя было непонятно и ненужно. Если сравнивать с современными реалиями, то так некоторым женщинам нравится смотреть футбол – они кричат, радуются и все будто бы понимают вместе со своими косыми от пяти пинт пива приятелями, которые едва видят, что происходит на поле, зато очень грамотно и громко комментируют. 

Наверное, по уровню, как говорят работники индустрии моды, трендовости разговоры о машинах в те годы, когда еще и передовые в финансовом отношении люди часто пользовались ВАЗами, сравнимы отчасти с нашими разговорами об искусстве фотографии, на владение которым сейчас претендует каждый: о «заваленных горизонтах», «Ломо», «шириках-телевиках», «лейках», «среднеформатниках» и т.д. Хотя, на наш взгляд, современное массовое искусство фотографии выросло только из одного феномена – возможности снять тысячи кадров на одну флэшку и удалить неудачные. 

К тому времени у Виталика уже было свое жилье, что немаловажно для развития любого романа, – комната в четырнадцать квадратных метров в хрущевке на Смольной улице на севере Москвы. Она досталась ему от двоюродной бабки Ширинкиной, которая была лимитчицей в первом поколении. Бабка умерла, и комната осталась за Виталиком, поскольку других наследников у Ширинкиной не осталось. Виталик даже и не знал, что он в этой комнате уже давно прописан, это как-то мама Надя устроила, мимо промелькнуло. 

По правде говоря, в той комнате он не жил, было неуютно, в соседях – семья стариков – лимитчиков первого призыва, которая, несмотря на преклонный возраст, умудрялась пить с утра до вечера водку, устраивать скандалы и засирать все места общего пользования, включая кухню. Дед, бывало, ссался в коридоре так обильно, что заливало соседей снизу. Знали бы они, чем их заливало, когда приходили ругаться. Единственный плюс в этой приятной паре была дача, куда они уезжали на все лето, чтобы там копать, пить водку и ругаться, и тогда в комнате Виталика можно было устраивать дружеские вечеринки. 

И вот, однажды летом, чтобы сделать общение с Мариной более неформальным, Виталик устроил с утра, после работы, такую вечеринку. Пригласил кое-каких друзей, а главное - Марину, за которой вызвался сам заехать на метро. Друзья прибыли довольно рано, и Виталику пришлось оставить их в квартире, а самому переться на другой конец Москвы. 

Друзья, пока Виталика не было, не стали себя сдерживать. Серега из Орехово-Борисово наварил макарон по-флотски, развел в чайнике спирт «Ройяль», и вечеринка, точнее утренник, началась. Пока Виталик покупал какой-то зеленый коктейль «Киви» для Марины и одну банальную розу, ждал, когда она расчешет и натянет на плойку свою челочку, возвращался с Мариной на Смольную, друзья успели прилично подгулять, потому что спирт с утра не очень полезен. 

Глава 3. Перелом костей носа. 

Виталик и Марина еще от армянской палатки у торца дома услышали тяжелый музыкальный хит группы AC.DC. «Шоссе в ад» и голоса товарищей, вынужденных перекрикивать хит, чтобы общаться. Когда Виталик открыл дверь, то, благодаря особенностям архитектуры хрущевки, он смог увидеть одновременно: танцующего вокруг чайника со спиртом на столе в комнате Серегу из Орехова, а также пытающегося потушить горящую занавеску веником Вадика – «Губастого» - на кухне. Вадик Губастый был из района Сереги, и известен был, кроме разбрызгивания слюны при разговоре, любовью побить своего соседа, то есть Серегу. Виталик рванулся к занавеске, сорвал ее и выбросил в окно догорать вместе с веником, а затем попросил Серегу со стола и сделал потише свой старый, но с хорошим звучанием деревянных колонок, магнитофон «Маяк». Благодаря этим поступкам он еще больше понравился Марине, которая подумала, что он решительный и хладнокровный. 

Наведя кое-какой порядок, Виталик тоже приложился к чайнику, налил Марине атомного ликера «Киви». Почему атомного? Потому что он был и на вид радиоактивный, и Марина его назвала «атомным», в те времена было такое модное словечко на окраинах Москвы, которое означало – «супер», «хороший» и т.д. Хмельные друзья немного протрезвели, потом опять запьянели, слушали «Ганзу», то есть группу Guns’n’Roses, танцевали. Губастый танцевал с регулируемым по высоте висения абажуром, Виталик – с Мариной, Серега – один, а длинный Стас вообще спал около дивана. Когда дома надоело, а литр «Рояля» завершился, молодым, которые, благодаря свежей печени, быстро трезвели, захотелось пойти купаться на канал имени Москвы. И вот пошли туда Серега, Вадик «Губастый», Виталик и Марина. По дороге пили пиво, которое, наложившись на спирт, как говорится, прибило. Купались только Серега и Вадик, так как они не стеснялись купаться в трусах, а Виталик и Марина смотрели на них с берега. 

- Смешные такие! – сказала Марина громким звонким голосом колхозной активистки из старого кино. – Эй, Вадик, поднырни.

- Не надо бы ему никуда подныривать, - предостерег Виталик.

- Да ладно, - разошлась Марина, - Серега, ныряй и стаскивай с Вадика трусы!

- Ага, - сказал Серега, занырнул, и пропал на две минуты.

- Утонул, наверное, вот, что ты наделала, Марина! – посетовал Вадик, который уже знал, что Серега просто отплыл под водой и спрятался за растительностью.

- О, что же вы стоите, ныряйте, подныривайте! – завопила она. 

Виталик в распространенных тогда белых трусах полубоксерах с гульфиком нырнул, вынырнул, нырнул, опять вынырнул. 

- Нету Сереги!

- Чего нырять теперь, течением унесло! – будто бы расстроено сказал Вадик.

- Еще надо нырять! А ты беги туда за помощью, к спасательной будке! – крикнул Виталик Марине и стал дальше нырять, но сил у него было все меньше, и голова кружилась.

- Да ладно, хватит нырять, - глумливо произнес вышедший из-за кустов Серега.

- Ах, ты сволочь! – заругалась Марина. – Мразь поганая! 

Обессиленная от нервов и воплей, она села на песок и заплакала. 

- Ах ты, что творишь, скотина?! – вопросил Виталик, обращаясь к Сереге.

- Ну, ладно вам, извините, шутка же, - ответил он добродушно. 

Серега сел рядом с Мариной, чтобы получше извиниться, она же стала его капризно, но довольно сильно, отталкивать, он же, будучи пьян, пытался увернуться от толчка и задел локтем щеку Марины. Виталик увидел это, размахнулся, чтобы дать Сереге оплеуху, но тот в этот момент упал, потеряв равновесие, и удар, причем самая мощная от ускорения его часть, пришлась в нос Марине, она вскрикнула и упала навзничь лицом в песок, который очень удобно впитывал в себя хлынувшую носом кровь. Виталик и Серега стали копошиться вокруг Марины, причем Виталик время от времени давал Сереге оплеуху, считая его виновником инцидента. Вадик же, ничего особо не поняв, всерьез обеспокоился и вызвал «Скорую», которая отвезла Марину в травмопункт. Там ей констатировали перелом костей носа, спросили, что произошло, она благородно сказала, что несчастный случай, и Виталик ее повез провожать домой. 

- Сука ты, Виталик, и скотина, тварь! – говорила по дороге голосом колхозной истерички Марина. – Как я теперь буду жить с таким носом?

- Ну, ладно, Марин, он же ничуть не изменился, они же сказали – без смещения.

- Ты мне всю жизнь испортил за один день, тварь!

- Почему?

- А ты меня видишь? У меня половина лица вся синяя!

- Ну, синяки-то пройдут, а нос у тебя и был курносый, и останется курносый.

- Ах ты, скотина! 

Под ругань Марины Виталик доехал до ее юго-восточной окраины. По дороге он понял, что Марина – совсем не девушка его мечты, особенно с синей рожей, поэтому он со спокойной, свободной душой возвратился на северную окраину Москвы. И его даже не слишком удивило и расстроило то, что Серега из Орехово уснул с сигаретой, и не почувствовал, как в диване, а потом и в его трусах протлела дыра. Виталик залил пожарчик из кастрюли, где осталось немного прилипших макарон, и лег спать в блаженном состоянии души.

Прокофьев Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).