«Сегодня море как в том стихотворении – чуден Днепр при тихой погоде», - сказала нам тетенька, гребя, дети которой привезли её отдыхать в Анапу на все лето, дочь с мужем и внучка, а сын еще учится, но уже самостоятельный, на шестом курсе и работает, а сама она из Нижневартовска и дети сначала предлагали поехать ей в Турцию, но она им сказала- никакой Турции, и поехали сюда, потому что здесь ей очень нравится, чувствуешь себя человеком, можно пойти туда или сюда.
И правильно она сказала, потому что наши южные курорты сами как кино и сами как литература, вот на то стихотворение про море как раз вспоминается, что в школе изучаешь литературу, а потом всю жизнь ненавидишь Толстого, и иногда, когда умиротворение вот как в Анапе, думаешь, ну и чего он тебе плохого сделал?
Поэтому очень хорошо, что кинофестивали проводят на наших южных курортах, потому что это те самые плавильные котлы и есть, я про них много слышал, а видел только здесь. Это настоящий плавильный котел. Потому что. Потому что здесь жарко. Ну и так далее.
И вот у фестиваля «Киношок» есть задача - создавать пространство, на котором бы расползшиеся куски советской кинематографии могли бы хотя бы временно соединяться, как ртутный Терминатор.
И вот можно на одном примере посмотреть, как это происходит.
Литовский фильм «Анархия в Жирмунае», получил один из призов московского кинофестиваля. И здесь он тоже участвует.
Режиссер Саулюс Друнга рассказывает на пресс-конференции, как он докатился до этого фильма, настроен так, чтобы впитывать любую критику. Его спрашивают - а как вообще у вас получилась копродукция с Венгрией. Он говорит – вот так и вот сяк, а к тому же я я люблю Роджера Кормана и венгерский продюсер любит Роджера Кормана. Но аудитория пресс-конференции – родом из советской кинематографии, там Роджера Кормана не было, а были литовские кинематографисты, со многими из которых представители аудитории лично знакомы. Поэтому про Кормана никто не слышит, он редуцируется вообще из разговора как случайный элемент, неизвестно как сюда залетевший. И звучат фамилии старых литовских товарищей, а когда выясняется, что и Саулюс Друнга их знает! Ну! Тогда разговор получается, и Саулюса есть, чему поучить. «Вот 10-20-30 лет назад, попала я в Вильнюс и т.п.» Есть, короче, о чем вспомнить. Только там своместный фильм получился, а здесь коллективный Александр Исаевич. Кстати литовского режиссера Эмилиса Веливиса, который был на Киношоке в 2007 году, аудитория пресс-конференции не вспоминает, потому что он «чужой». «Свой» – Альгимантас Пуйпа.
Я уж, по-быстрому, расскажу и про фильм «Анархия в Жирмунае». Девушка Виля приезжает из деревни в Вильнюс, у тети она жить не хочет, тетя ей не очень рада, снимает квартиру в относительно недорогом районе. Квартиру ей сдает мальчуковая девушка Сандра и берет над ней шефство. Виля позже знакомится еще с несколькими подшефными девушками, Сандра говорит, что она принадлежит какой-то таинственной Анархии и поэтому все девушки находятся под защитой этой самой Анархии. Виля принимает это как данность и закон мироздания, который действует в большом городе. Потом разные перипетии и Сандра куда-то исчезает, Виля тогда вынуждена взять на себя роль командующего и защитника своего круга. А тут одна девушка из этого круга отравилась в фастфуде. С фастфудами даже у малолетних анархистов разговор короткий. Виля с коктейлем Молотова подходит к фастфуду, поджигает тряпочку в горлышке и вдруг видит за стеклом ресторана Сандру со шваброй в фастфудовской униформе. Виля роняет горящую бутылку, а та поджигает ей платье. Конец.
Опять значит критики побичевали режиссера за то, что они смотрят, а им не жалко. Так он северянин, у них фильмы более сдержанные, как мы знаем, а потом это отдельная задача делать фильмы, чтобы было жалко.
Саулюс пытался обьясниться - что это такая аллегория, главная героиня олицетворяет Литву, которая вырвалась из старого мира с о старыми правилами в новый мир, а там правила другие и их много, и неизвестно каким из них надо следовать, потому что раньше было все понятно, людей немного, правила простые и одни для всех, а тут вдруг людей много, одни из них живут по одним правилам, другие по другим, как тут во всем этом разобраться, когда к тому же есть те, кто пользуется, что ты не въезжаешь и норовят дать тебе такую программу, которая быстро сведет тебя в могилу.
Также и аудитория пресс-конференций опасается проститься со старым миром, а то высунешься, а тебя там Роджеры Корманы закусают.