будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Культура
Клейн Леонид

Бессвязный адюльтер

Бессвязный адюльтер
svjazj1

Одно из рабочих названий фильма Дуни Смирновой, только что премированного на "Кинотавре" за лучший режиссерский дебют  - "Обычные дела", и оно довольно точно отражает суть происходящего на экране. Сюжетная коллизия - действительно самая обычная, простая и бесконечно повторяющаяся как в жизни, так и в литературе или кино. У главных героев фильма - роман. Илья - москвич, Нина - из Петербурга, у обоих благополучные семьи, дети, работа, но чего-то не хватает: с законными супругами жить то ли грустно, то ли скучно, то ли слишком пресно. Выход - любовная связь на стороне со всеми обязательными бытовыми и эмоциональными аксессуарами: редкие встречи, вранье, мученья, иллюзии и полная безысходность. Герои приобретают опыт любви и измены. Нет, пожалуй, все-таки измены и любви. В этом вся суть: с изменой в фильме все понятно, а вот с любовью...

Непонятно, почему Илья (Михаил Пореченков) интеллигентный, умный и тонкий человек, при этом удачный бизнесмен влюбляется в Нину (Анна Михалкова). Непонятно, в смысле неубедительно. Нам неоднократно показывают свидания героев, но от этих сцен все время возникает ощущение внутренней пустоты и фальши - Михаил Пореченков только имитирует вдохновение и влюбленность. Вот характерная сцена: герои во время одной из "романтических" встреч гуляют по берегу Финского залива. Илья вдруг начинает цитировать строки из песни Гребенщикова, Нина их не знает и спрашивает, кто автор. Диалог заканчивается тем, что любовники обнимаются, и он шепчет ей, что-то вроде: "Ты у меня такая еще милая и так еще мало знаешь". Ну, конечно, а что он ей может еще шепнуть?

В семье Илье не о чем поговорить с женой, но самое занятное, что и его разговоры с Ниной не блещут ни особенной глубиной, ни живостью, ни интеллектом. Нет и того пресловутого "взаимопонимая", которое прибивает людей друг к другу. Тайные встречи героев сняты весьма дежурно. Вроде бы нам хотят показать связь, но именно ее и нет. Анна Михалкова неплохо исполняет роль наивной, непосредственной и уставшей от своего мужа женщины, однако влюбленность она изобразить на экране не в силах. Вот героиня приходит к матери, чтобы рассказать о своей новой любви и двойной жизни. Мать осуждает дочь, та защищается: "Да что ты понимаешь, я теперь стала как будто моложе, у меня столько энергии, я как будто заново родилась". Слова повисают в воздухе, потому что героиня Михалковой никак не тянет на человека, полного энергии или родившегося заново. По крайней мере, в этом фильме.

Создается впечатление, что режиссер (а сценарий к фильму тоже написан Дуней Смирновой) попал в ловушку внешней убедительности ситуации. Сюжет настолько реалистичен и убедителен сам по себе, что не требует художественных доказательств. Хотим взять на главную роль Анну Михалкову - берем, и не важно, что она, мягко говоря, не слишком гармонично смотрится в паре с Михаилом Пореченковым; хотим поселить влюбленных в разных городах - пожалуйста, и не важно, что ни московского, ни питерского духа в фильме нет. Считаем нужным напомнить зрителю, что от супружеской измены страдают прежде всего дети - и тут нет проблем: помещаем ребенка в больницу.

Обычно, в семейных проблемах виноваты оба супруга, но тут обманутые муж (жена) изображены в качестве жертв. Но странно: даже страдания этих людей режиссеру не удалось показать. Чего стоит одна только фраза жены Ильи: "Сволочь ты все-таки, столько лет хаваешь мою жизнь, и не подавился".

Фильм кончается ничем - герои ни на что не могут решиться: они не бросают свои семьи и продолжают встречаться друг с другом, но у нас нет ощущения безысходности - скорее, незавершенности сценария. Гениальный "Осенний марафон", как мы помним, тоже кончается ничем. Но там у зрителя возникает удивительное чувство - сплав жалости и осуждения, тоски и раскаяния. А ведь все очень просто: когда смотришь "Осенний марафон", сопереживаешь героям, потому что чувствуешь связь с ними. А здесь от "Связи" только название.

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).