Одно из рабочих названий фильма Дуни Смирновой, только что премированного на "Кинотавре" за лучший режиссерский дебют - "Обычные дела", и оно довольно точно отражает суть происходящего на экране. Сюжетная коллизия - действительно самая обычная, простая и бесконечно повторяющаяся как в жизни, так и в литературе или кино. У главных героев фильма - роман. Илья - москвич, Нина - из Петербурга, у обоих благополучные семьи, дети, работа, но чего-то не хватает: с законными супругами жить то ли грустно, то ли скучно, то ли слишком пресно. Выход - любовная связь на стороне со всеми обязательными бытовыми и эмоциональными аксессуарами: редкие встречи, вранье, мученья, иллюзии и полная безысходность. Герои приобретают опыт любви и измены. Нет, пожалуй, все-таки измены и любви. В этом вся суть: с изменой в фильме все понятно, а вот с любовью...
Непонятно, почему Илья (Михаил Пореченков) интеллигентный, умный и тонкий человек, при этом удачный бизнесмен влюбляется в Нину (Анна Михалкова). Непонятно, в смысле неубедительно. Нам неоднократно показывают свидания героев, но от этих сцен все время возникает ощущение внутренней пустоты и фальши - Михаил Пореченков только имитирует вдохновение и влюбленность. Вот характерная сцена: герои во время одной из "романтических" встреч гуляют по берегу Финского залива. Илья вдруг начинает цитировать строки из песни Гребенщикова, Нина их не знает и спрашивает, кто автор. Диалог заканчивается тем, что любовники обнимаются, и он шепчет ей, что-то вроде: "Ты у меня такая еще милая и так еще мало знаешь". Ну, конечно, а что он ей может еще шепнуть?
В семье Илье не о чем поговорить с женой, но самое занятное, что и его разговоры с Ниной не блещут ни особенной глубиной, ни живостью, ни интеллектом. Нет и того пресловутого "взаимопонимая", которое прибивает людей друг к другу. Тайные встречи героев сняты весьма дежурно. Вроде бы нам хотят показать связь, но именно ее и нет. Анна Михалкова неплохо исполняет роль наивной, непосредственной и уставшей от своего мужа женщины, однако влюбленность она изобразить на экране не в силах. Вот героиня приходит к матери, чтобы рассказать о своей новой любви и двойной жизни. Мать осуждает дочь, та защищается: "Да что ты понимаешь, я теперь стала как будто моложе, у меня столько энергии, я как будто заново родилась". Слова повисают в воздухе, потому что героиня Михалковой никак не тянет на человека, полного энергии или родившегося заново. По крайней мере, в этом фильме.
Создается впечатление, что режиссер (а сценарий к фильму тоже написан Дуней Смирновой) попал в ловушку внешней убедительности ситуации. Сюжет настолько реалистичен и убедителен сам по себе, что не требует художественных доказательств. Хотим взять на главную роль Анну Михалкову - берем, и не важно, что она, мягко говоря, не слишком гармонично смотрится в паре с Михаилом Пореченковым; хотим поселить влюбленных в разных городах - пожалуйста, и не важно, что ни московского, ни питерского духа в фильме нет. Считаем нужным напомнить зрителю, что от супружеской измены страдают прежде всего дети - и тут нет проблем: помещаем ребенка в больницу.
Обычно, в семейных проблемах виноваты оба супруга, но тут обманутые муж (жена) изображены в качестве жертв. Но странно: даже страдания этих людей режиссеру не удалось показать. Чего стоит одна только фраза жены Ильи: "Сволочь ты все-таки, столько лет хаваешь мою жизнь, и не подавился".
Фильм кончается ничем - герои ни на что не могут решиться: они не бросают свои семьи и продолжают встречаться друг с другом, но у нас нет ощущения безысходности - скорее, незавершенности сценария. Гениальный "Осенний марафон", как мы помним, тоже кончается ничем. Но там у зрителя возникает удивительное чувство - сплав жалости и осуждения, тоски и раскаяния. А ведь все очень просто: когда смотришь "Осенний марафон", сопереживаешь героям, потому что чувствуешь связь с ними. А здесь от "Связи" только название.