будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура
Мусвик Виктория

Без звериной серьезности

Без звериной серьезности
musvik3.gif

Когда я была маленькой, у меня «тоже была» не только бабушка, но и – несколько лет - соседка по коммуналке. Кто-то там с кем-то разъехался, кто-то вовремя не подсуетился – короче говоря, наша семья оказалась в  коммунальной квартире в московском рабочем районе Тушино. Соседку звали Валентина Андреевна. Она была женщина добрая, читала газеты «Советская Россия» и «Правда», выращивала чайный и молочный грибы, ходила «в полуклинику» и любила плотно покушать. К сожалению, со временем Валентине Андреевне стало казаться, что милые соседи-интеллихэнты ведут себя вовсе не по-добрососедски, регулярно дырявя ей ботинки и кастрюли, а возможно, также подсыпая ей в чай отравляющих веществ.

Суть, конечно, не в этом - в конце концов, коммунистический эксперимент по смешиванию научной и технической интеллигенции с управляющими государством кухарками в плавильном котле коммуналок давно потерпел крах. Дело в том, что одиозную до зубной боли даже по тем временам «Советскую Россию» (мы выписывали более прогрессивные «Известия») Валентина Андреевна любила читать непременно вслух, громко, монотонным голосом, гулко и торжественно доносившимся из соседней комнаты. Мелодией звучали произносившиеся нараспев фамилии (непременно с инициалами) Брежнев, Громыко, Устинов, Черненко, а иногда и присоединявшийся к ним Алиев. Но особенно ее привлекали почему-то новости культуры. Для сообщений о том, что Кировский или Большой театр куда-то там поехал, а кто-то получил очередные Ленинские премии в области культуры приберегался наиболее торжественный, громкий, с отчетливой артикуляцией отдельных слогов голос. Но проскальзывала в нем (или мне казалось?) и какая-то легкая ирония по отношению к «шибко культурным», которые пыжатся из себя, пыжатся, балеты танцуют- а потом нет-нет, да и пойдут дырявить ботинки простым труженикам.

Слушать эти ежедневные читки не было никаких сил, но к сожалению, именно мой диванчик стоял у стены, отделявший «наш» мир от мира, где было принято солить соседский чай. С тех самых пор я стала избегать культурные полосы и колонки в центральных газетах - детские травмы на редкость живучи. Гораздо позже несколько лет подряд я вела рубрику «Культурная неделя» в одном из крупнейших в стране политических журналов, но и это не помогло, а скорее, ухудшило ситуацию. Странно, но к «культурке» там было какое-то похожее отношение: к текстам подбирались самые красивые картинки и самые броские заголовки, но в редакционных обсуждениях постоянно проскальзывали терпеливая снисходительность, а то и издевка разной степени тяжести. Я не хочу сказать, что в журнале меня окружали сплошные валентины андреевны- совсем наоборот. Многие из моих коллег знали о поэзии Бродского, категорическом императиве Канта и музыке Стравинского гораздо больше, чем я; мы постоянно сталкивались и вежливо раскланивались в театрах, на литературных вечерах и посольских приемах по поводу какой-нибудь очередной заезжей знаменитости. Я хочу только заметить, что почему-то у культуры там был четко очерченный загончик за выкрашенным в жизнерадостные цвета заборчиком. Речь могла идти о совсем противоположных вещах, скажем, о классической музыке или откровенной попсе и сплошном шоу-бизнесе, но в любом случае более всего ценились милые аналитические безделушки, курьезы вроде статей про литературных негров или, скажем, о том, как «ребята пилят» бюджет какого-нибудь фестиваля. В этом огороженном пространстве легко было задохнуться (что в конце концов и произошло со мной), потому что там не было места каким-то важным, если не самым главным составляющим окружавшей меня жизни: творческому бурлению культурной тусовки, постоянно рождавшимся и иногда тут же умиравшим новым идеям или, скажем, серьезным размышлениям о том, какую колоссально важную, объединяющую людей роль начинают играть все эти славные безделицы в современной жизни, полной хаоса, виртуальности и общей разобщенности. И все же они, этот тон и этот загончик, были, конечно, куда лучше звериной серьезности газеты «Советская Россия».

«Сколько раз в неделю вы живете культурной жизнью?»- любимая шутка критиков. На прошлой неделе за одни сутки мне пришлось заниматься тремя самыми разнородными ее видами. В Центре интеллектуальной истории обсуждали книгу Татьяны Анатольевны Опариной "Иностранцы в России XVI - XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии". Происходило все это в том самом высотном здании Академии Наук, изнутри которого так и не выветрился тоскливый дух советского учреждения, но чьи футуристически-инопланетные оранжевые конструкции на крыше так любят снимать в рекламе самых современных автомобилей. Обсуждаемая книга была очень интересной. Она говорила о далеких, многовековых корнях той милой непоследовательности, с которой  у нас принято зазывать в гости и всячески раболепствовать перед всезнающими «иностранными специалистами» и при этом обличать в гневных филиппиках засилье чужой культуры, которую нам якобы навязывают извне. Я думала о том, как было бы хорошо, чтобы о выводах автора узнали не только ученые коллеги из уютного, но столь удаленного от обычной жизни академического мирка. Речь ведь не просто о научном исследовании, а о чем-то таком, важном, что может помочь миллионам людей, живущим в настоящем времени и имеющих колоссальные проблемы с исторической памятью и постоянным наступанием на те же грабли, понять себя. Но как это сделать? Есть ли в нашей культуре практические механизмы или пространство для разговора о подобных книгах или что-то вроде западной дисциплины “public history”? Нет. И более того. Того, кто захочет донести выводы книги до так называемого «простого читателя», о котором так любят толковать на планерках в СМИ, ученый мир тут же обвинит в упрощении, уплощении и неточностях, а критико-публицистическая тусовка, скорее всего, просто скорчит кислую мину: «кому это интересно». Удел таких книг в периодической прессе - петит в затертых углах книжных обозрений, в самом лучшем случае- колонка про нон-фикшн, которую все равно почти никто не читает.

В тот же день мы ходили в кино на новую «Гордость и предубеждение» с этой ужасной Кайрой Найтли в роли любимой с детства Элизабет Бенетт. Фильм был симпатичным, а красное платье рыжеволосой Келли Рейли вообще потрясало воображение (хочу такое же!), но создатели, конечно, грешили крайне легкомысленным обращением с текстом книги и историческими деталями. «А вы танцуете, мистер Дарси?»,- спрашивала экранная Элизабет, только что познакомившись с объектом девичьих грез, и было такое ощущение, что она тут же и пригласит его на белый танец, а потом, глядишь, и на чай-кофе-не выпьете-ли-стакан-воды в своей лондонской холостяцкой квартирке-studio. Если бы я писала настоящую рецензию или тем более научную статью про фильм, я бы, конечно, вволю поиздевалась над подобными несоответствиями, но вынуждена признать: в обычной жизни для меня был важнее тот факт, что фильм, несмотря на все свои несообразности, как-то удивительно точно описал развитие романтических отношений, всякие непонимания и ощущение потерянности, мои собственные гордость и предубеждение, так сильно мешающие жить. А уж за красное платье Келли Рейли я готова была простить все остальные прегрешения.

Вечером того же дня я с не меньшим удовольствием, чем научный труд или «серьезную» критику, писала маленькую статейку о великом французском фотографе Брассаи для одного известного глянцевого издания, пытаясь в три тысячи знаков вместить и легкомысленный тон, и верность исторических деталей и мое отношению к предмету, отнюдь не легкомысленное. Писала - и вспоминала, с каким презрением и едкой иронией Ролан Барт в «Мифологиях» отзывается о том же самом журнале, в котором фотографии известных пистальниц поместили с такими приблизительно подписями «Мадам К., два романа, трое детей». «Что же хотят этим сказать? А вот что: (…) женщины для того и существуют на земле, чтобы рожать мужчинам детей; их библейское предназначение не может отменяться в связи с продвижением в общест¬ве; за богемность, естественным образом присущую жизни писателя, они должны незамедлительно платить налог рожая детей. (…) Что бы ни писал журнал «Эль», для него все сводится к двум простым действиям: сначала заприте гинекей и только после этого предоставьте женщине свободу действий.».

Кажется, Барт, как и многие мои современники, переживал за мою свободу и мое равноправие куда больше, чем я сама. Кажется, он даже отчасти пытался разъяснить всем этим легкомысленным  дамочкам с их детьми и книгами всю незавидность их положения. Наверное, когда-то, когда, говорят, культурные женщины были закабалены, все это было удивительно остроумно и к месту. Я осознаю, как много мне дано- в том числе, отчасти благодаря борцам за равноправие. Но в нынешней жизни, моей собственной, между всеми этими модусами - строгой научной дамы, критика, публициста, участницы тусовки, социально активного человека и самой обычной женщины, которой понравилось красное платье Келли Рейли - нет никаких противоречий. Жить они мне нисколько не мешают, притесняемой я себя не чувствую. Скорее, эта возможность переключений из модуса в модус - без резкости и желания противопоставить один другому - помогает мне тихой сапой перелезать и просачиваться через те несокрушимые бетонные стены, которые современное общество, прикрываясь дебатами о равноправии, воздвигло между культурой и политикой, историей и современностью, женским и мужским. И главное - она дает мне возможность не смотреть на культуру с неразборчивостью читателя передовиц, звериной серьезностью коммунистических газет или вечным стебом изданий некоммунистических, а наконец-то выпустить ее из уютного и милого загончика с его затхлым воздухом в самую обычную жизнь.

Мусвик Виктория
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).