Понтифик наводит мосты. Актуализация грехов. Ученые шутят. Как будут мучить в Аду генетиков? Почему сейчас невозможен энтузиазм II века н.э? А что, если мы не еще, а уже?
Ватикан взбудоражен сенсациями, которые сам же и производит – в основном, для собственного потребления. Окружающий мир, даже его католическая часть, слабо распознает тонкие ходы Бенедикта XVI, которые выдают кабинетного ученого, а не публичную фигуру. Там, где Иоанну Павлу Второму достаточно было эффектного появления, обычного физического присутствия в необычном месте, Бенедикт пытается взять намеком, намеренно распространенным слухом, цитатой из автора, которого, кроме него, мало кто помнит. Знаменитый скандал вокруг его Регенсбургской речи вспыхнул из-за исторического невежества журналистов и намеренной глухоты исламистов, которые не отличили прямой речи нынешнего Папы от цитаты из византийского императора. Пытаясь исправить оплошности, Бенедикт XVI, этот теолог и знаток классической музыки, иногда вторгается в публичную сферу, но и здесь выходит один конфуз: он благославляет третьеразрядный футбольный клуб, рассказывая собравшимся, что футбол хорош тем, что отвлекает молодых людей от грехов. Слава Богу, на той церемонии не присутствовал матершинник Матерацци и бодун Зидан...
И вот в последние недели в Ватикане сделано несколько неожиданных заявлений, которые – если рассматривать их в совокупности – дают представление о некоем плане реформ, или – говоря осторожнее – трансформаций. Трансформаций как внешних связей католической церкви, так и внутренних дел; они, быть может, коснутся даже теологических основ. Сначала высокопоставленные представители Ватикана вели консультации с избранными мусульманскими лидерами и учеными. Цель – подготовка католико-исламского форума, посвященного самым разным вопросам, а, в конечном итоге - улучшение отношений Ватикана с миром ислама. В то же самое время в окружении Бенедикта XVI намекнули на возможность «прощения» Мартина Лютера. Мол, этот человек не Реформацию начинал, а стремился очистить Церковь от скверны. Помимо исторического и символического значения, перед нами - верный признак того, что папство хочет наладить диалог и с протестантами. Наконец, еще один, самый громкий, шаг – информационные агентства сообщают, что Ватикан обновил список смертных грехов, включив туда новые, не столь очевидные, не столь индивидуальные, но, без сомнения, социально- и экологически значимые. То есть, самые актуальные грехи. Никто толком не понимает, зачем и кому это понадобилось, журналисты, на всякий случай, скалят зубы и лихорадочно роются в Википедии, пытаясь понять, что же это такое – «смертный грех». Без Википедии тут решительно не справиться: среднему человеку мерещатся жаркие костры инквизиции, дантовый луна-парк адских мук и откашливающее словцо «похоть».
Интеллектуалы, которых к прессе допускают все реже и реже, берут реванш в Сети. Они резвятся в онлайновых дневниках, некоторые из которых обрели даже известность; например, Crooked Timber вошел в недавно опубликованный в «Обзервере» список 50 самых влиятельных блогов в мире. Как раз в Crooked Timber можно прочесть самый забавный и точный комментарий к новым смертным грехам, придуманным в подземельях Ватикана. Приведу вкратце этот образчик ученого остроумия и логического анализа: «Ватикан обновил список смертных грехов, включив в него «семь социальных грехов»:
1. «Биоэтические», такие как контроль над рождаемостью.
2. «Сомнительные с моральной точки зрения» эксперименты, такие как исследование стволовых клеток.
3. Наркомания.
4. Загрязнение окружающей среды.
5. Вклад в углубление растущей пропасти между богатыми и бедными.
6. Излишнее богатство.
7. Участие в воспроизводстве нищеты.
В связи с этим «Таймс» отмечает, что, согласно католическому догмату, сразу после смерти души тех, кто умер в грехе, сразу попадают в ад. И – хотя и признав отсутствие окончательного списка – газета все-таки приводит его, снабдив реестром соответствующих адских мук:
1. Гордыня – колесование.
2. Зависть – опускание в ледяную воду.
3. Чревоугодие – грешников заставляют есть крыс, жаб и змей.
4. Похоть – поджаривание на огне в клубах серы.
5. Гнев – расчленение.
6. Жадность – опускание в котел с кипящим маслом.
7. Лень – помещение в яму со змеями.
Любопытно. Вполне в духе расхожих представлений об этих чокнутых папах. Но источник сей живописной картины совсем иной: «Иллюстрированная книга чертей, демонов и ведьм», авторы – Эрнст и Иоанна Лехнер. Подзаголовок: «244 иллюстрации для художников и рисовальщиков».
Если оставить в стороне эти выполненные в дантовом духе адовы муки, то список новых грехов выглядит, с точки зрения логики, странновато. Crooked Timber отмечает: «Новый список страдает некоторой … ээээ … размытостью. Пункты 5, 6 и 7 если не являются одним и тем же, то весьма похожи: даже если вы счастливо избежали излишнего богатства и участия в воспроизводстве нищеты, то уж точно внесли свой вклад в рост пропасти между богатыми и бедными. … В общем, лучше не вдумываться». Наш ученый блоггер дает совет, с которым сложно не согласиться: «Мой совет прост: постарайтесь избегать всего того, что выглядит “сомнительным с моральной точки зрения” - до тех пор, пока ситуация не прояснится». Многие комментарии к этой записи в Crooked Timber выдержаны в столь же ироническом тоне благодушных академиков: чего стоит, например, предложение назвать нынешнюю консервативную модернизацию католической церкви «версией Vatican.2».
Впрочем, тут уж не до смеха. Хотя на самом деле никаких официальных заявлений насчет списка самых актуальных грехов Святейший Престол не делал, это не исключает того, что втайне он уже составлен – вместе с соответствующими адскими муками. Что, к примеру, может грозить на том свете за эксперименты со стволовыми клетками? Отказ в получении грантов Его Инфернального Величества? Что может быть страшнее ломки - посюсторонней муки несчастных людей, впавших в грех наркомании? Заставят ли на том свете Пэрис Хилтон на самом деле мыть посуду? Прикуют ли Билла Гейтса к «Макинтошу»? И, наконец, являются ли смертными грешниками бедные, не использующие запрещенные католической церковью контрацептивы, и, соответственно, производящие на свет многочисленное столь же нищее потомство, - ведь они таким образом прямо участвуют в воспроизводстве нищеты? Человечество, поднаторевшее в сочинении адских мук (Преисподняя всегда рисуется весьма живописно, в отличие от бледноватого Рая), видимо, зашло в тупик – все-таки, придумать нечто, не бывшее на Земле в последние столетия, просто невозможно. Кто знает, быть может мы просто потеряли энтузиазм? Когда-то в разговоре об Аде царили совсем иные чувства, достаточно вспомнить энергичное рассуждение Тертуллиана: «Нам по душе видения, представим же себе самое безмерное – Страшный суд. Какая радость, какой восторг, какой праздник, какое счастье – видеть стольких горделивых царей и ложных богов томящимися в гнуснейшем застенке мрака; стольких судей, гонителей имени Христова, - плавящимися на кострах, много лютее тех, что насылали они на головы христиан; стольких угрюмых философов – рдеющих в багряном огне вместе с их призрачными слушателями». Увы, нынче такой восторг невозможен. Кто особенно радовался, когда вздернули угрюмого злодея Саддама Хусейна? Будем ли мы счастливы, увидев, как черти ловко орудуют сковородой, на которой подрумяниваются ощипанные Сталин с Гитлером? Вряд ли. Пожмем плечами и отойдем прочь. Посмертное возмездие для нас не представляет никакого интереса, потому что: во-первых, мы не верим в посмертное существование, во-вторых, мы не верим, что воздаяние возможно за пределами голливудских фильмов.
Что, между прочим, возвращает нас к спискам грехов – старых и новых. Попробуем продолжить сказанное (увиденное) Сведенборгом: умершие грешники не понимают сразу, что очутились по ту сторону жизни. Они продолжают делать все то же самое: пьяницы – пить, любострастники – любострастничать. Разница с этим миром заключается лишь в том, что у грешников уже нет выбора, и они вынуждены бесконечно творить свой унылый, надоевший грех. Эта версия Ада лишает грех сладости; ведь в христианстве (и не только в нем) посмертное воздаяние выглядит как наказание именно за эту самую запретную сладость. А так – вот он грех! вперед, детка! Только радости это приносит не больше чем эстрадный концерт на ОРТ. Выбора нет – одно Муси-пуси. Какие же еще нужны другие муки? Именно поэтому сейчас неубедителен любой – новый или старый, неважно – список грехов. То, что составили в Ватикане – не список грехов, а перечисление некоторых обстоятельств нашей ежедневной жизни. Мы живем в мире, где контролируется рождаемость, где есть генетика, где люди сидят на наркотиках и лекарствах, где горстка супербогачей и еще несколько сот миллионов прилично живущих обывателей окружены океаном беды, болезней, голода, насильственной смерти. Что же до старых-добрых смертных грехов, то обжорство и гордыня даже не кажутся милыми экстравагантностями; более того, первое пытаются лечить второй. Иными словами, не исключено, что мы уже давно живем в Аду.