будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Кучерская Майя

Беззлобна морда

Беззлобна морда
file11067932_bikov_l

О новом, только что вышедшем  романе Дмитрия Быкова «Эвакуатор», кажется, слышали уже все: многие СМИ   протрубили о нем задолго до выхода книги в печать. Для тех, кто звука медных труб различить не успел, сообщаем сюжет: дизайнер Катя и программист Игорь работают в глянцевом журнале «Офис» (хоть так Быков, автор «Оправдания» и «Орфографии», подтвердил свою беззаветную любовь к букве «О»).

Молодые люди влюбляются друг в друга. Игорь затевает смешную игру – называет себя инопланетянином с планеты Альфа Козерог, Катя, порядком уставшая от зануды-мужа,  игру с радостью подхватывает и расспрашивает Игоря о жизни его родной планеты. Он отвечает талантливо и изобретательно: оказывается, на его родине живут такие же люди, как и мы, только говорят на тарабарском языке, еще они намного добрее, а деньги там – живые – это зверьки, о которых надо  заботиться, тогда они вырастут, их станет много, а хранят их в звербанке… Игра разворачивается на фоне близящейся катастрофы – в Москве все чаще звучат взрывы, террористические акты превратились в  повседневность, надо срочно сваливать. Игорь убеждает Катю, что он ничуть не шутил, он действительно эвакуатор с далекой планеты и спасет ее и еще четверых землян, отвезет их  в свой козерожий рай...

Катя верит и не верит, и крючок, на который Быков ловит читателя и тянет за собой добрые полкниги, заключается именно в этом  – правда, неправда? Игорь действительно инопланетянин или  перед нами только игры разума? В момент, когда  эта загадка без ответа из буксира сюжета превращается в его тормоз, садовая лейка, наконец, вырастает до размеров космического аппарата и взлетает. Игорь увозит Катю вместе с мужем, дочкой, бабушкой, подобранными по пути еще одним жителем Альфы мальчиком-дауном Лынгуном  (на самом деле гением),  мужичком по имени Боря и чеченкой Майнат. 

Куда они бегут, куда летят? Разумеется, в рай. Планета Альфа описана как райская обитель: папортниковые леса, лиловые цветы, хороводы медуз, прозрачные орлы, белые вороны, синие птицы, абсолютное техническое совершенство с зеркальными стенами-экранами, по которым идут лишь те телепередачи, которые ты любишь больше всего на свете…

Вполне неубедительный и в общем банальный рай. Потому что он – порождение фантазии героев, а ничего лучше придумать Катя с Игорем не могут. Потому что каждый попадает в тот рай, который заслуживает. Ибо, как хорошо известно: каждый может воспроизвести только то, что понял. И оттого даже страшные картины бедствий, мирового пожара, который охватил землю, а затем и всю вселенную – планета Альфа тоже оказывается разрушена,  и ее соседки по галактике  тоже – выглядят у Быкова довольно картонно.

Ему, жизнелюбу и  раблезианцу  (чего стоит детальное описание немецкого устройства для ... в общем сортира на даче),  вообще плохо удается изображать зло, смерть, распад. Грохот, рев, красный туман, падающие дома, тополя и фонари, сплошная стена огня, провожающая бегущих из Москвы героев, смотрятся как образцы работы не слишком  усердного компьютерного графика, как неловкие цитаты из американских фильмов. Честное слово, описание набитой подмосковной электрички получается у автора намного реалистичнее. Оттого и все смертельные опасности, грозящие героям, оказываются мнимы: нацелившийся на Игоря солдат просто продает свой «Калашников», грозный восточный человек, покушающийся на Игореву дачу,  оказывается безобидным беженцем,  теракт Майнат, чеченки-смертницы, решившей взорвать «лейку» вместе с «русскими свиньями», оборачивается балаганом и фарсом: в невесомости пояс шахида не работает, Майнат рычит и взлетает к потолку, а Игорь смеется.

Быков не только не может, он и не хочет изображать зло. Достаточно  «метафизического» распада и разрушений, которые принесли два столкнувшихся мира, две вселенные – Игорь и Катька. «И всюду, куда мы с тобой прилетим на лейке,/ Нас встретят руины, огни, воды, покореженные медные трубы», - поет Катька в своей любовной песне… Так и есть, их счастье согревает лишь их одних. И только они иногда говорят в «Эвакуаторе» стихами.

Именно стихи, просачивающиеся в роман и завершающие его (книгу венчает цикл «Стихи вокруг романа», явно аукающийся  с Пастернаком, биографию которого Быков написал для «ЖЗЛ») и раскрывают суть «Эвакуатора». Обнажают его глубинную лирическую природу. Поэту не до натуралистических подробностей, ему гораздо интереснее придумывать, и самое страшное, что он способен увидеть – это сходство плавающего в пруду кленового листа с детской ладошкой, а самое дорогое, что у него есть – прекрасная дама, возлюбленная, которая, разумеется, покидает поэта… В финале Катька обрывает отношения с Игорем и мужественно отправляется к мужу и дочке.

Итак, перед нами роман лирический, роман, в котором убедительней всего получилась не философская, не научно-фантастическая, не, уж тем более, метафизическая, а любовная линия. Тепло и пронзительность отношений Игоря и Кати смягчают общую печаль и горечь нарисованных здесь картин и видений. Их трогательная игра в инопланетян, их детский тарабарский язык  делает разваливающийся мир не таким страшным, потому что «у нас человек отличный, хороший, мочь иметь практически бесконечно, а дурной, злобна морда, лишаться последнего».

В этом и состоит самое большое достоинство «Эвакуатора» - он получился беззлобным. Вопреки апокалиптическому сюжету (в отличие от еще одного романа о конце света еще одного известного телеведущего, например) он вышел мягким и светлым.  Это тепло и свет скрадывают даже очевидные композиционные провалы, извиняют даже ту очевидную поспешность, с которой эта книга была написана - поспешность, сказавшуюся и в неоправданных длиннотах (бесконечный пересказ найденных на даче писем, например), и в пробуксовывании сюжета в середине романа, и в неумении толком распорядиться прилетевшими на Альфу персонажами, особенно американцами, и в торчащих из финального стыка фантастика/реальность белых нитках. Ничего.  Возможно, автор ужасно торопился не столько закончить очередной роман, сколько сказать нам: да, все страшно, но не так страшно,  фатально, но не так, потому что «Он всех нас простит без затей, /Но так как прощают детей, /Чьи ссоры (при взгляде серьезного дяди)/ Пустого ореха пустей» («Четырнадцатая баллада» - из цикла «Стихи вокруг романа»).

Такая вот неожиданная эвакуация в человечность.

Кучерская Майя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).