«Прагматика культуры» в лице двух своих корреспондентов отправилась в провинциальную библиотеку. Для начала не так уж далеко от Москвы - в Тверь и Торжок. Специально к нашему приезду в Тверской городской библиотеке собрались директора и сотрудники основных городских библиотек – университетской, детской, областной, медицинской, существующей при Тверской медицинской академии, и библиотеки для слепых.
Мы говорили о том, что такое библиотека в провинции, кто и зачем в нее приходит, наконец, на что она живет. В результате получился серьезный, глубокий, неожиданный и захватывающий разговор, стенограмму которого мы публикуем ниже.
"Прагматика культуры" (далее ПК): Что такое библиотека сегодня? В чем каждый из вас видит свою задачу? Для чего вы существуете?
Баранова Елена Павловна (директор Муниципальной библиотечной системы г. Тверь):
Культура без библиотек вообще не может существовать. Библиотека - это способ передачи культуры от одного поколения к другому. Она фиксирует, хранит и передает. Все остальное мимолетно. Мы осуществляем организации связи между поколениями.
Но ведь существует такое понятие, как домашняя библиотека. В чем специфика публичной библиотеки?
Домашняя библиотека субъективная, там все зависит от вкуса конкретного человека, мы же учитываем интересы общества.
Давайте поговорим о читателях. Кто и с какими целями приходит к вам?
Наумова Нина Анатольевна (директор Центра Детского и семейного
чтения им. А.С.Пушкина - Тверская областная библиотека для детей и
юношества): Мы в основном обслуживаем школьников и студентов. Но к нам приходят и целыми семьями. Сначала ребенок идет с родителями, а потом, после 12 лет, - уже сам. Мы учим детей выбирать книги для самостоятельного чтения.
А как вы учите выбирать книгу? Существует специальная методика?
Конечно, есть методики, специальные уроки. Мы применяем игровые формы. Каждое воскресенье у нас проходят семейные чтения. С сентября по апрель. Проводятся конкурсы, викторины - мероприятий очень много.
Сколько народу к вам приходит? И откуда люди узнают о ваших мероприятиях?
У нас сейчас 60 читающих семей. В прессе проходит информация, что в такой-то день проводится мероприятие. И на одном вечере присутствует около ста человек. Зал всегда полный. В первую очередь мы рассказываем родителям о новых поступлениях, потому что люди живут старыми запасами и не знают о новинках книжного рынка. Существует специальная «семейная карточка», куда записывается количество посещений, мероприятия и конкурсы, в которых люди принимали участие.
А происходит ли публичное чтение?
Нет. Это знакомство с литературой. Люди берут домашнее задание, чтобы подготовиться к следующему вечеру. Вообще, каждая библиотека имеет свою программу. Например, «Волшебные ступени» или «Милосердие» - вместе с библиотекой для слепых. В марте мы делаем «подарок маме» - это дети-инвалиды готовят поделки к 8 марта. Все библиотеки работают по определенным программам.
То есть программы, по которым вы работаете, - это не довесок к главному, к тому, чтобы просто выдать книгу читателю. Программа структурирует всю вашу работу?
Митина Ольга Александровна (директор Централизованной библиотечной
системы и библиотеки города Торжок): Да. Все библиотеки работают по определенным программам. Вот, например, мы занимаемся с будущими мамами. Эту программу мы осуществляем совместно с женской консультацией. Нас поддерживает администрация города, оплачивает подписку на специализированные журналы.
То, что вы рассказываете, не связано напрямую с библиотечным делом. Это просто та программа, которая может понравиться местной власти, под которую дадут денег, чтобы библиотека могла выжить?
Вы ошибаетесь, читатель формируется очень рано. Нам надо научить будущих мам читать, чтобы потом их дети пришли в библиотеку. Это программа, конечно, рассчитана не на интеллектуальные семьи, но открыть дверь в мир книг надо всем… Кстати, в библиотеку очень любят ходить дети из социально неблагополучных семей. Они сидят, делают уроки, смотрят телевизор, у многих ведь дома телевизора нет.
В Торжке 50 тысяч человек. Сколько из них постоянно посещают библиотеку?
Митина О.А
.: Центральную библиотеку в Торжке посещают в год почти 5 тысяч человек.Баранова Е.П. В Твери у нас около 80 тысяч читателей. Из них 76% - молодежь.
Как изменилась структура читателей по сравнению с тем, какой она была 20 лет назад? У нас ощущение, что читателей сейчас стало меньше. Так ли это?
Наумова Н.А.: Читателей стало больше. В 1990 году у нас было 8 тысяч читателей - сегодня почти 15 тысяч. Связано это с улучшением ситуации на книжном рынке. Раньше почти не издавались детские книги, сейчас же очень много всего: книги для мальчиков и девочек, энциклопедии, справочники и т.д. Много новых детских писателей. Мы уже можем не ограничиваться «Мухой-Цокотухой». Читатели, например, просят специально книги по феям, по эльфам. Пользуется популярностью «Код да Винчи». На эту книгу просто очередь.
А почему не купить несколько книг, чтобы не было очереди?
У нас три книги. Но эта книга не является шедевром. Сегодня на нее бум, а через 5 лет она востребована не будет, так что незачем покупать 50 -100 экземпляров. У нас ведь есть своя политика комплектования фонда.
Баранова Е.П.: Люди стали приходить в библиотеки, потому что книги сейчас очень дорогие. Появилось много бедных. К нам часто ходят пенсионеры, которые листают периодику.
Значит, молодежь и пенсионеры. А 30-40-летние читатели к вам не ходят?
Соколова Людмила Николаевна (руководитель Делового информационного
центра при Тверской областной библиотеке): Библиотека всегда приспосабливалась к требованию времени, к запросам пользователя. Начиная с 90-х годов мы стали открывать центры деловой информации, потому что появились молодые люди, которые начинали свое дело, и им нужна была конкретная информация: правовая, бухучет. Но, кроме того, и адресная информация, например, для маркетингового исследования. О конкурентах или о том, где найти товар, вплоть до того, как найти гостиницу. Библиотеки имели ресурсы, но не было базы данных, и мы очень быстро перестроились и стали предоставлять качественную и оперативную информацию для предпринимателей. А потом, когда бизнес стал становиться на ноги, люди опять возвращались и просили проконсультировать по поводу того, как работать с персоналом, как руководить, как развивать бизнес. То есть им стали нужны учебники, а не просто информация. И снова приходят к нам. В Интернете ведь есть далеко не все.
Сколько человек в день к вам обращается?
5-6 человек в день. Наши услуги платные, справка стоит от 50 до 250 рублей.
Но предприниматели идут только за деловой информацией?
Когда они понимают, что мы работаем на их уровне и можем говорить на их языке, тогда возникает доверие, и библиотека становится для них навигатором в мире культуры, а не только бизнеса.
Тульцева Ольга Васильевна (директор Научной библиотеки Медицинской
Академии): Наши читатели, конечно, в основном берут литературу по специальности. Но кроме учебной литературы, у нас большой фонд художественных книг. Очень популярен Пастернак.
Читают «Доктора Живаго»?
Да. Может быть, потому что герой - врач. Вообще, у нас много врачей-писателей: Булгаков, Чехов.
Синёва Татьяна Викторовна (Тверская Областная библиотека для
слепых): У нас специфические читатели. Слушают литературу на кассетах, читают книги, напечатанные по Брайлю, а с недавнего времени стали популярны аудиокниги в мр3 формате. Но мы вынуждены приобретать не только книги, но и технику. Когда выделяют деньги, мы закупаем плееры и сдаем их напрокат. Раньше это можно было делать через общество слепых, но сейчас государство ничем не обеспечивает, и инвалиды вынуждены в основном покупать сами.
А новая литература по методу Брайля издается?
Да. Существует несколько издательств, в том числе и в нашей библиотеке.
Люди и рады бы читать, но методом Брайля почти никто не владеет, только старшее поколение.
Вы тоже работаете по программам?
Да. У нас есть инвалиды-студенты. Они обращаются к нам, мы берем учебники, начитываем, и люди учатся. Кроме того, есть программы, которые сразу через сканер переводят книгу в голосовой режим, и можно слушать. Программа поддерживается Windows.
Сколько в области слепых?
2 400 человек. Читателей становится меньше, потому что старики умирают, а молодежь в общество слепых не идет: там больше не распределяются социальные блага.
Но ведь идти им больше некуда?
Да, некуда. Но у нас сейчас нет специального детского сада, нет специалиста-тифлолога, ничего нет. Вот у нас двое слепых ребятишек не могут устроиться в детский сад, сидят дома с родителями. Тифлолога нет. До школы детям деваться некуда. Наша программа «Милосердие» помогает им адаптироваться, подготовиться к школе.
То есть библиотека - это площадка социальной поддержки?
Да, кроме нас, поддерживать детей некому.
Теперь о самой понятной и, наверное, больной теме: финансирование и зарплата.
Соколова Л.Н.: По общероссийскому классификатору видов деятельности мы находимся после «канализации и сточных вод». Т.е. библиотеки находятся после сточных вод. По средней заработной плате. С другой стороны, это символично, ведь если канализация засорится, то люди захлебнутся в грязи, так что библиотекарь сродни ассенизатору, который не дает захлебнуться в грязи бескультурья. Если говорить о деньгах, то молодые люди хотят зарабатывать от 400 долларов, а библиотекарь без стажа получает 1800 рублей. Т.е. около 50 долларов. И за эти 50 долларов он должен уметь разговаривать и с мамой, и с ребенком, и с предпринимателем. И клиент предъявляет ему самые серьезные требования.
Сейчас мы никому не нужны. В царской России библиотеки находились в ведении Министерства внутренних дел, в советское время это тоже были идеологические учреждения. А сейчас о нас забыли. Нас, слава Богу, не отменили совсем, нас просто забыли. Хотя вы не найдете более государственных людей, чем библиотекари.
Понятно, что ситуация с зарплатой катастрофичная. А что с финансированием?
Наумова Н. А.: Я не могу жаловаться. Мы покупаем около 8 тысяч наименований в год. Конечно, на государственные деньги. На ремонт дают меньше, но деньги все-таки есть.
От кого зависит финансирование? От местной или федеральной власти?
Библиотеки подчиняются местным властям. Мы постоянно работаем и с Думой, и с администрацией.
Это противостояние или все-таки сотрудничество?
Пархаева Наталья Сергеевна (главный библиотекарь научно-методического отдела Областной библиотеки им. А.М.Горького): По новому закону о местном самоуправлении, судьба библиотек будет решаться на местном уровне. То есть органы местного самоуправления будут решать, нужна или нет библиотека в конкретном населенном пункте. Возможно, что некоторые сельские библиотеки исчезнут.
Подведем итог. Какие самые острые проблемы стоят сегодня перед библиотекой как социальным институтом?
Баранова Е.П.: Главная проблема - это отсутствие высокопрофессиональных кадров. У нас нет специалистов, и все меньше вузов готовят библиотекарей. Кроме того, почти невозможно найти людей, которые согласятся работать за такие деньги. Средняя зарплата у нас на уровне ста долларов в месяц. Заведующие получают несколько больше, но это все равно копейки.
Соколова Л.Н.: Мы не жалуемся. Мы просто хотим работать, выглядеть достойно и гордиться своей профессией.
Репортаж о поездке в библиотеки Тверской области читайте здесь