Для тех, кто не знает: "Флаэртиана" - международный фестиваль документального кино в Перми, который недавно завершился.
Горан Радованович в прошлом году был в жюри, а в этот раз привез фильм. Похож он почему-то на коренастого Гойко Митича. Вроде и нос у него другой, и прическа, а все равно похож. Преподавал на Кубе, а после того, как снял этот фильм, работу потерял. Но говорит: это неважно. Симпатичный человек. Говорит, я жил в коммунистической стране, поэтому с сочувствием и пониманием отношусь к кубинцам, не так, как относятся европамериканцы, такого опыта не имеющие и склонные автоматически поучать. Радованович говорит: если меня спросят, как я отношусь к Путину, я отвечу: мне нравится все, что любят русские.
Его сына в кубинской школе звали русским, Горан говорит, что для кубинцев без разницы, вся Восточная Европа – это Россия. Можно считать Радовановича отцом русских, как например, писателя Андрея Прокофьева, у которого несколько детей от двух жен-евреек, считают отцом евреев.
Картина очень хорошая. Старик ездит на глохнущем мотоцикле, одна семья вместе с домиком служат приложением к общественному телефону, который утром выставляется на подоконник, а на ночь уносится в дом, разные люди ведут по телефону интимные беседы, зубной врач отправляется в деревню, идет пешком, едет на попутках, на лошади, перебирается через реки, чтобы поставить диагноз зубам Владимира Ильича Родригеса, в парикмахерской вместо простыни, которой укутывают клиента, используют флаг Советского Союза и т.п.
В сентябре фильм был на фестивале в Лондоне (DocHouse), в октябре в Перми на "Флаэртиане" и в Чехии, в ноябре будет в Минске и опять же в Лондоне (London Latin American Film Festival), потом в Германии. А там и Новый Год.
Тут трейлер, а тут фрагмент из фильма с красивой песней Lagrimas Negras.
Милан и Томаш из Чехии приезжают в замбийскую деревню Масуку. Четыре года назад они построили здесь отдельную энергетическую систему на солнечных батареях, и вот приехали разобраться, почему она перестала работать. Они видят, что сделали африканцы с их системой, люто ругаются на своем языке, но снова приводят её в порядок. Между делом - деревенские жители и рассуждения чехов о том, как все устроено у африканцев. В частности, один чех говорит другому:а, пожалуй, у нас-то устроено так же, просто в Масуке это заметней, а у нас замаскировано дизайном. Согласимся, конечно, с ними. Мы тоже не лыком шиты, у нас тоже замаскировано.
Посмотрите, пожалуйста, трейлер, он очень удачный.
Главный герой и режиссер Дан Джева живет в старом доме в Тель-Авиве. У него повышенная звуковая чувствительность, от этого развивается паранойя, он сначала бегает вокруг дома, отгоняет шумящих, а потом автоматизирует этот процесс. (Тут можно посмотреть фрагмент фильма, а тут сюжет Второго телеканала Израиля - иврит). Многим это фильм понравился, поэтому и я не буду его критиковать.
С точки зрения общественного поведения, интересна реакция людей, которых Дан Джева гоняет. Он произносит слова этикетные-приличные, но в тоне психопатическо-оскорбительном. Они на третью-четвертую реплику перенимают тот же тон, но, тем не менее, отходят. В наших широтах при таком тоне без мордобития бы не обошлось, а там – поругались и пошли по своим телявивским делам. Хотя...
Мы более или менее осведомлены о болезни героя, но ничего не знаем о душевном здоровье прогнанных людей. Может быть эта встреча так их заводит, что они потом за углом черт те чего творят? Так что, может, и лучше было бы тут же съездить друг другу по физиономии, не копить зла?
Посмотрите, например, как заводится на обсуждении еропеец глава жюри ФИПРЕССИ Бернар Бессерглик (Bernard Bessrglik). Представляете какой это, как говорится, стресс?
На открытии показали фильм, который в прежние года случайно не доехал до конкурса «Флаэртианы». История про корейского крестьянина восьмидесяти лет и его сорокалетнего быка. Каждый день старик запрягает быка, они едут на поле. Каждый шаг быка таков, будто он уже умер, а ноги переставляет по инерции. Ну насколько, казалось бы его хватит? Раз-два-три и упадет. Как в детском стихе Агнии Барто. Но бык идет. И идет. И идет. А старик сидит в повозке. А рядом его пилит старуха, она ревнует деда к быку, причитает: «Все брызгают поле инсектицидами, один ты не брызгаешь инсектицидами, почему ты не брызгаешь инсектицидами? Потому что твой бык не сможет потом есть эту траву. Поэтому ты не брызгаешь инсектицидами. Тогда у нас весь урожай сожрут жуки, ты этого хочешь? Давай, побрызгай инсектицидами! Когда ты побрызгаешь инсектицидами? Почему ты со мной не разговариваешь? Почему я вышла за тебя замуж? Я могла выйти замуж за другого. Но вышла за тебя и вынуждена всю жизнь страдать». Старик думает о том, кто из них с быком переживет друг друга.
Тут можно посмотреть трейлер. А вот фильм целиком, но на корейском
У нас есть несколько известных режиссеров-документалистов, которые снимают о северных народах: чукчах, ненцах, зырянах и т.п. Территории, по которым эти народы гоняют оленей, размером поражают даже ленивое воображение, особенно если подойти, например, к карте с линейкой. Так называемые региональные власти над этими несчастными народами издеваются столетиямит, найти управы на них в Москве нельзя, потому что государство существует не для того, чтобы справедливость торжествовала по далеким уголкам. И все-таки, как в случае со сломанными часами, политическая повестка пару раз в столетие должна так совпасть, чтобы федеральным нужно было бы вздрючить местных чиновников и заработать на этом очки. А от этого северным народам может быть временное облегчение. Так, когда это случится, вы, федеральные чиновники, обращайтесь, пожалуйста к Алексею Вахрушеву и Эдгару Бартеневу, а они, может еще кого подскажут. Эти самые документалисты знают, понимают, переживают и сочувствуют людям гораздо более, чем чиновники и эксперты. Прошу, в общем, считать это политическим заявлением, о котором надо своевременно вспомнить.
Спасибо команде "Флаэртианы", Павлу Печенкину и Владимиру Соколову, за то, что они делают для страны и народов мира.