будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Культура
Шевелев Игорь

Быть фотографом стильно

Быть фотографом стильно
ferbenks

Россия такая большая страна, что многие новости здесь узнают спустя годы, а чаще вообще из учебника истории. О Московском международном фестивале «Мода и стиль в фотографии», который Ольга Свиблова устраивает по очереди с фотобиеннале, многие рядовые граждане не знают, хотя он проводится уже в четвертый раз, насчитывает едва ли не десять лет существования и привлекает крупнейших фотографов со всего мира.
Начав это дело буквально с нуля, с 20 тысячами долларов бюджета и  двумя помощниками, Ольга Свиблова ныне развертывает порядка шестидесяти выставок на двух десятках крупнейших площадок – от собственного Дома фотографии, галерей и музеев современного искусства Церетели до ГУМа, Петровского пассажа, музея современной истории, Нового Манежа, Фотоцентра и множества художественных галерей Москвы.
Только краткое перечисление выставок занимает приличной толщины каталог. Классики современной мировой фотографии, такие, как Хорст П. Хорст, Сара Мун, Джоэл-Питер Уиткин и Марк Рибу соседствуют с легендарным календарем Pirelli за последние сорок лет и французской модой 1950-60-х из собрания Александра Васильева, а стильные люди круга Александра Родченко 1930-х годов с нынешними «лицами НТВ» молодого, но опытного Владимира Мишукова и выставкой немолодого, но умело начинающего Бари Алибасова.
В общем, главная проблема, стоящая перед Ольгой Свибловой и организаторами фестиваля «Мода и стиль в фотографии», это то, как объединить полюса современного фотоискусства. Постмодернистский полюс сочетается с любовью к ретро в портретах голливудских звезд, а советский китч и постановочные фотографии 1960-х годов – с представлением Жан-Поля Готье и нынешних российских хулиганов-звезд типа Олега Кулика и Владислава Мамышева-Монро, который умудрился на открытии выставки в Новом Манеже прилюдно помочиться перед портретом Майкла Джексона из французского национального фонда современного искусства.
Понятно, что и обозревать все это множество совершенно разнородных и эксклюзивно выстроенных экспозиций надо было бы подряд и практически до бесконечности. Если бы сами организаторы не пошли навстречу зрителю, выявив некую основную тему именно этого фестиваля 2005 года. Ее тематическим фокусом является – «кино как жизнь и жизнь как кино».
Это и есть философия современного момента. Остановленный кадр, которым человек как бы извлекает себя из реальности, тут же возвращаясь в нее пинг-понговым шариком удвоения в собственном сознании и в некоем коллективном мифе, почерпнутом из кинематографических образов.
Проще всего зафиксировать, что теме кино посвящены выставки о съемках фильмов про Джеймса Бонда или фильма «4» Ильи Хржановского, персональные экспозиции Вилли Риццо и Анджело Фронтони, представившие галерею звезд мирового кинематографа ХХ века. Не говоря уже о выставке портретов голливудских и «болливудских» кинозвезд.
Но речь идет и о более широком контексте, когда творчество современного художника, да и сама его жизнь, воспринимаются как некий фильм, разворачивающийся во времени и для специального зрителя. В конце концов, сам творец начинает себя воспринимать как внешний объект, существующий лишь в восприятии других. Отсюда и необходимость резких, шокирующих, радикальных жестов, позволяющих ему сфокусировать внимание на себе, вырваться из толпы невнятных человеческих подобий городской толпы, стать пусть и симулякром, но с большой буквы фамилии или псевдонима.
Философская идея, определяющая главную тему фотофестиваля, явно идет ему на пользу. В интервью Ольга Свиблова призналась, что структурным образцом своих всеобъемлющих акций взяла десять лет назад те крупнейшие мировые фестивали, посвященные фотографии моды, которые ныне уже прекратили свое существование. Ее же фестиваль не просто продолжает жить, но и развивается, привлекая лучших фотографов всего мира, новых спонсоров, а также поддержку не только правительства Москвы, но и государственных учреждений Франции, Германии, США, Испании, Нидерландов, Италии, Финляндии и других стран, - именно из-за концептуальной широты своего подхода.
Понятие стиля шире моды. Оно охватывает все стороны нашей жизни. В частности, новые технологии. Интерес фотопроизводителей к подобному фестивалю понятен. Но в число спонсоров включились и производители мобильной связи. Мы помним, сколько споров и недоверия вызывала в свое время цифровая технология фотосъемки. Сегодня она практически вытеснила традиционную, которая использует фотопленку. Следующий шаг мы видим в наши дни, когда все больше людей делают фотоснимки с помощью мобильных телефонов.
И тут же в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии’2005» проходит выставка «Актуальная мобилография», в которой участвуют такие звезды современного российского искусства как Андрей Бартенев, Франциско Инфанте, Игорь Макаревич, Сергей Шутов, Семен Файбисович и другие. И проходить она будет не где-нибудь, а в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке. Власть, деньги, технология, искусство – вот составляющие нынешнего художественного процесса.
Другими словами, Московский международный фестиваль фиксирует не только стилевые, но и технологические новинки в функционировании современного искусства. Одно с другим связано неотрывно. Не случайно сам Московский дом фотографии, созданный Ольгой Свибловой, понемногу превращается в мультимедийный центр современного искусства. И уже кино, фотография, видео вкупе с классическими жанрами, впитавшими в себя всю предшествующую историю искусств, готовят новый культурный взрыв, свидетелями и участниками которого мы вскоре можем стать.
Если, конечно, слишком плотно занятые текущими бытовыми проблемами, не узнаем о нем лишь из будущих учебников истории. Чтобы этого не случилось, очень рекомендую походить по вышеперечисленным выставкам и залам, поскольку Московский международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии ’2005»  продлится почти весь апрель, а отдельными местами и до середины мая.

Шевелев Игорь
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).