будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Культура
Плунгян Надя

Четвертый путь к еще одной России

Новый проект, который представит в ЦДХ Марат Гельман, вполне отвечает его имиджу политтехнолога среди галеристов. Пресс-релиз проекта начинается словами: "В России стало скучно и неинтересно. Про Россию стало все понятно". Вернувшись с Украины после неудачного участия в избирательной кампании Януковича, Гельман, похоже, окончательно разочаровался в политике и занялся обустройством совершенно другой России – "России-2".

Россия-2 располагается в географических пределах России-1, но существует в собственном культурном пространстве. Ее населяют те же самые люди, только они не хотят знать о существовании вертикали власти, чиновников, "Русского радио" и президентских сроков. Они смотрят в будущее. В России-2 художников не судят за выставки, а Гоша Острецов или Дмитрий Гутов являются подлинными мэтрами искусства. Словом, Россия-2 – виртуальная система, никак не соприкасающаяся с "путинской" Россией-1. Любопытно, что хотя "Россия-2" является спецпроектом Московской Биеннале, выставка открывается не 28-го, а на 10 дней раньше. Так что de facto проект оказывается главным событием биеннале и позволяет воспринимать все актуальное искусство как лояльную оппозицию.

Казалось бы, Гельман не придумал ничего нового. Большинство творчески независимых людей, не согласных с засильем шоу-бизнеса или редуцированием культурной политики, занимаются своим делом, не обращая внимания на политические обстоятельства. Но отличие "России-2" в том, что в этой стране нет несогласных. Ее граждане не встраиваются в систему власти, но и не ведут борьбы с государственной культурой – ведь "любое противостояние этой системе еще больше сплотит ее перед лицом общей опасности". Наконец, "Россия-2" ни в коем случае не призывает к внутренней эмиграции – это невыигрышно, поскольку лишает возможности открыто издавать книги или устраивать выставки. "Если большинству населения страны путинская Россия нравится, значит, так тому и быть", - говорят художники. Остается надеяться, что непроясненная позиция свидетельствует больше о собственном образе мыслей, чем о простом релятивизме. В этом смысле гвоздь программы Гельмана – художник из Грозного Алексей Каллима, который представит панно "Грозный 2069 года". Ведь в "России-2" нет ни войн, ни терактов.

"Поскольку борьба, как мы заметили выше, бессмысленна, человеку, адекватно воспринимающему действительность, предлагается четвертый путь – поучаствовать в деятельности, никак не связанной с существующей вокруг социальной ситуацией. Жить в сегодняшней России отстраненно от ее проблем, наблюдать за ней, как за экзотическим зрелищем".

Гельман прав: современное "актуальное" искусство выглядит в сегодняшней России нелепо. Но этот разноцветный гриб, выросший на окрестностях промзоны, все же питается воздухом промзоны. Без России-1 актуальные художники бесполезны, поскольку все время иронизируют над ее реалиями; так что "удаленная" позиция оказывается почти невозможна. Первоначально "Россия-2" задумывалась как киберпространство в уже существующей стране, но постепенно идея начала обрастать деталями. Каким должен быть шоу-бизнес России-2? А СМИ? А массовая культура? Конечно, она необходима. Вот только учитывая, что население России-2 полностью совпадает с Россией-1, вряд ли они будут принципиально другими. Не нужно быть знатоком современного искусства, чтобы хоть раз мысленно сравнить Владика Мамышева-Монро, переодевающегося в Любовь Орлову, и шоумена "России-1" Андрея Данилко (он же Верка Сердючка). Как бы эти две России не перепутать.

На открытии "России-2" обещает выступить и поэтическая группа "Осумбез" (Мирослав Немиров, Андрей Родионов, Георгий Манаев, Герман Лукомников), которая в полном соответствии с концепцией проекта, избегает открытой оппозиции, как эстетической, так и политической. В беседе с корреспондентом «Полит.ру» входящий в «Осумез» поэт Георгий Манаев заметил: «Существовать вне системы невозможно, но можно стараться просто не жить по тем законам, которые навязываются – наверно, это один из таких моментов, которые могут Россию-2 характеризовать. Не стоит выстраивать оппозицию; нужно поле, которое не будет ограничено законами – пусть даже противоположными тем, которые мы не хотим принимать. Противоположная система станет еще одной жесткой структурой, в которой будет потом точно так же тесно». А потому делать стихи оружием противостояния, «ударяться в поэзию на баррикадах», по мнению поэта, не стоит.

Впрочем, политическая ирония на выставке в ЦДХ все же прозвучит. Группа "АЕС" выставит изображение будущей Москвы – окруженный рвом Кремль с минаретами. А Аристарх Чернышов в своем проекте "Жевательная грязь" сравнит медиа-воздействие с американскими опытами над военнопленными.

Плунгян Надя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).