будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЧтоЧитает литература театр
Май 12, 2025
Культура
Зорина Ксения

Что читает театральный режиссер?

Что читает театральный режиссер?
четвертая_высота
«Четвертая высота. Сочинение на тему». фото © «Спектакли Ксении Зориной». Источник: «Спектакли Ксении Зориной»

Независимый театральный режиссер Ксения Зорина рассказала корреспондентке «Полит.ру» Ане Гольдман, как найденная в куче мусора книга «Четвертая высота» о советской девочке Гуле Королевой стала спектаклем о становлении личности, тяжелых отношениях ребенка со строгой матерью и разговоре Человека с Богом. Премьера спектакля состоится 20 января 2020 года на сцене Центра имени Мейерхольда. 

Книгу Елены Ильиной «Четвертая высота» я нашла практически в куче мусора (коллега раздавал ненужные книги). Впервые прочитав повесть будучи уже взрослой, я сразу захотела поставить по ней спектакль. Я слышала об этой книге с детства и знала, что она про Гулю Королёву — девушку, которая героически погибла в бою под Сталинградом, но решение поставить спектакль я приняла уже будучи режиссером, в этом нет детских сантиментов.

«Четвертая высота» — это документальная повесть, написанная после смерти Гули, по мотивам разговоров с ее родственниками, в первую очередь, с матерью. Это абсолютно житийный текст, хотя в нем нет ничего религиозного — он написан про советского человека и для советского человека.

Это история про сверхчеловека, причем не потому, что сверхчеловеком была именно Гуля Королёва, а потому что сверхчеловеком является любой человек, любой ребенок в момент своего рождения. Потому что когда ребенок рождается, ему принадлежит весь мир — он ничего не боится и для него нет непреодолимых барьеров, пока мир не начинает его бить.

И несмотря на то, что повесть написана, в основном, со слов матери Гули Королёвой, в книге очень хорошо видно, что главным инструментом, при помощи которого мир бьет ребенка, является его мать.

В тексте виден весь драматизм отношений ребенка с давящей матерью, и хотя в них вроде бы нет ничего совсем уж криминального, у современного читателя просто волосы дыбом встают от того, как жестоко обходится мать со своей дочерью. В том, как мать ведет себя с Гулей, мы узнаем модели поведения людей старой закалки, сформировавшихся в первые годы советской власти. Это были суровые и строгие люди.

И вот на протяжении повести мы наблюдаем за тем, как мир ребенка — мир Гули Королевой — постепенно съеживается и заканчивается для нее не смертью на войне, а отказом от множества возможностей выбора: она могла сниматься в кино, но не стала, она могла заниматься спортом, но не стала, она могла работать с животными, но не стала, — она могла стать кем угодно, но мир хотел, чтобы она стала полезным членом общества — вышла замуж, родила ребенка и стала мелиоратором. Погружаясь во всё это, Гуля лишается свободы — свободы жеста и свободы акта.

На этом фоне героическая смерть на войне уже не выглядит страшным концом. Гуля уходит на войну, оставив годовалого сына матери, чтобы в последнюю секунду своей жизни снова обрести свободу и взять новую — четвертую — высоту. Смерть становится возрождением, как и должно быть в житии.

В основу постановки легли первые главы повести, в них речь идет о раннем детстве Гули, когда она еще в полной мере была сверхчеловеком и могла всё. Книга не безумно хорошо написана, поэтому мне было не жалко резать текст — описательные связки не представляют художественной ценности. В постановке минимум текста, и она воспринимается как пластический спектакль, который некоторые даже называют перформансом из-за того, что в нем много импровизации.

В постановке заняты четыре актрисы. В спектакле жестко задан порядок сцен, текст, мизансцены и пластические решения, но при этом никто не знает, которая из актрис в какой момент спектакля станет Гулей, а кто окажется ее матерью. Гулей становится актриса, которая первой берет на себя эту роль в эту секунду действия, и в каждой новой сцене, в каждом новом прогоне и каждом новом спектакле Гули совершенно разные.

Самым интересным во время работы над постановкой для меня оказалось то, что монструозная мать Гули совершенно неожиданным образом полностью оправдалась. Когда одна из актрис становится Гулей, а другие — ее матерью, происходит трагическое разделение на ребенка-героя, который получает весь мир, и другими девочками, которые просто опоздали, и поэтому их судьба — стать матерью, выполнять другую функцию. Антигерой — это такой же страдающий герой, который просто оказался по другую сторону баррикады. Поскольку актрисы всё время меняются, хорошо видно, как каждую секунду они превращаются из мученицы в мучительницу — из объекта в субъект.

Вторым ключевым моментом неожиданно оказалась фигура отца Гули. Читая первые главы, поначалу вообще не задумываешься, есть ли у девочки отец, она взаимодействует исключительно с матерью. Но вот у ребенка появляется важный вопрос, и он идет к отцу, потому что функция отца — отвечать на важные вопросы. Однако поскольку на сцене четыре девочки, отвечать на вопросы некому, и разговор с отсутствующим собеседником-отцом превращается в разговор с Богом Отцом, которым и замыкается житийная история.

Человек вырос и пришел к Отцу требовать ответа. Человек разговаривает с Богом, но Бог не разговаривает ни с кем и никогда. Но то, что Бог не дает ответа — это тоже ответ, и это тоже новая высота, — переход на следующую ступень понимания.

Зорина Ксения
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).