Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — Анна Сергеева-Клятис, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель Пастернаковской комиссии РАН, автор публикаций в журналах «Новое литературное обозрение», Russian Literature, «Новый мир», «Вопросы литературы» и др, лауреат премии Александра Невского (2018) за книгу «Повседневная жизнь Пушкиногорья».
Первая книга, которую я бы рекомендовала прочесть, — это «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни» Александра Солженицына. Прежде всего этот текст интересен тем, что он глубоко раскрывает личность автора, мнения о котором до сих пор крайне противоречивы.
В этой книге Солженицын сам ставит себе цель объяснить некоторые свои поступки, выборы, рассказать о своих мыслях и чувствах в период выхода из подполья, публикации «Ивана Денисовича» и последующих событий. Один из острых моментов в этой книге — это ее исповедальная интонация. Мы имеем возможность следить за логикой Солженицына в его последовательной борьбе с советским режимом. Большое впечатление производят и обращения к тем людям, помощью которых писатель активно пользовался. Они, как известно, назывались «невидимками». Солженицын винит себя за то, что часто использовал их лишь как механизм для продвижения своих идей, обращая недостаточное внимание на их жизни и проблемы. При всем том эта часть книги пронизана искренней благодарностью жертвенности и бескорыстности их труда.
К тому же «Бодался теленок с дубом» — это удивительное по своей эпической широте произведение. Солженицын мастерски разворачивает панораму эпохи: на страницах книги мы встречаем Твардовского, Ростроповича, Сахарова и многих других известных людей, которые показаны в культурно-политическом контексте того времени. Солженицын в своей книге демонстрирует как всегда острый взгляд и глубокое понимание происходящего.
Второй текст, который мне хотелось бы упомянуть, — это «Бунин в халате. По памяти, по записям» Александра Бахраха. В ней Бахрах создает панораму жизни русского зарубежья. Важно, что Бахрах входил в ближний круг практически всех центральных фигур русской эмиграции.
В книге «Бунин в халате» Бахрах как раз и рассказывает о разных людях, которые жили за границей после событий 1917-18 годов. Это писатели, художники, кинематографисты, среди его знакомых и друзей были Пастернак, Ходасевич, Мейерхольд, Цветаева и многие другие.
Центральная часть книги посвящена Бунину. Бахрах довольно долго жил в семье писателя, на вилле в Грассе. При этом Бахрах не только имел возможность наблюдать за бытом Бунина, но, входя в его ближайший круг, был осведомлен о его мыслях, чувствах, творческих замыслах. Благодаря этому фигура писателя в книге становится живой и объемной.
Еще стоит обратить внимание на книгу «Леонид Зуров. В тени Бунина» профессора Таллинского университета Ириной Белобровцевой. Зуров — это довольно таинственная фигура, известно об этом человеке немного. В частности, он, еще будучи совсем молодым, ушел на фронт, участвовал в белом движении. По воле судьбы он оказался один на территории Эстонии, которая в те времена еще не входила в СССР, оторванным от семьи, друзей, своего круга.
В жизни Бунина он появился довольно внезапно после того, как написал ему письмо и отправил свое первое произведение. Бунин увидел в Зурове писательский дар и пригласил его к себе. Зуров приехал, и так вышло, что он остался у писателя на долгие годы.
Роль этого человека в жизни Бунина оценивалась по-разному: кто-то говорил, что он прихлебатель, кто-то — что личный секретарь, некоторые даже подозревали, что у Зурова и жены Бунина Веры Николаевны был роман (хотя их разделяла колоссальная разница в возрасте и отношение бездетной Веры Николаевны к Зурову было вполне материнским).
Автору книги Ирине Белобровцевой удалось найти множество архивных материалов, которые проливают свет на биографию Зурова. Выяснилось, что он был очень несчастный, одинокий и неприспособленный к жизни человек. Пребывание Зурова в доме Буниных было вынужденным: ему оставалось либо жить там, либо идти бродяжничать.
При этом мы видим, что Зуров был действительно талантливым писателем. Бунин не случайно обратил на него внимание. Но реализовать свой талант в полной мере Зуров не смог. Неожиданная биография Зурова, написанная Белобровцевой, уверена, будет интересна многим читателям.
В создании следующей книги я принимала непосредственное участие. Речь идет о антологии «Борис Пастернак в письмах, дневниках и воспоминаниях современников». Она включает в себя множество свидетельств о жизни Пастернака, начиная с юности и заканчивая годом его смерти. Подобные сборники уже издавалась, но на данный момент это наиболее полное собрание. Важно, что в книгу вошли воспоминания из юношеских времен Пастернака, когда он еще не был знаменитым поэтом. И, конечно, важен очень большой пласт воспоминаний, касающихся Нобелевской премии и последующего за ней скандала. В этом сборнике личность писателя предстает со всеми ее характерными особенностями. Мы слышим, как говорил Пастернак, видим зарисовки его быта, узнаем мысли.
И напоследок я хочу обратить внимание на книгу выдающегося филолога, профессора МГУ им. Ломоносова Николая Богомолова «Собиратель. Иван Никанорович Розанов и его время». Автор этой книги трагически скончался в ноябре прошлого года.
Что касается Розанова, он был свидетелем всех процессов, которые происходили в русском литературном обществе в 1910-30-x годах. Он был знаком с крупнейшими фигурами того времени.
Сама книга составлена по архивным материалам, которые нашел и открыл для широкой публики Богомолов. Читая «Собирателя», мы словно живых видим Вячеслава Иванова, Андрея Белого, Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака и многих-многих других. Такой эффект создают, в частности, дневники Розанова — уникальный архивный документ, фрагменты которого представлены в книге. Мне кажется, что это в высшей степени захватывающее и интересное чтение, причем для самого широкого читателя.