будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЧтоЧитает общество
Июль 8, 2025
Культура

Что почитать: рекомендует филолог и театровед Александр Рубцов

Что почитать: рекомендует филолог и театровед Александр Рубцов
1800
Александр Рубцов. фото – из личного архива

Мы регулярно спрашиваем разных людей о том, что они сейчас читают или на какие книги обратили внимание. В этот раз мы поговорили с Александром Рубцовым — филологом, театроведом и театральным критиком.

Я посмотрел на свои полки и выбрал несколько книг, которые, как мне кажется, не каждый найдет или не каждый станет читать без совета. Они вышли в разное время. Некоторые — уже переиздания. Сначала мне показалось, что они совершенно не связаны друг с другом, но теперь я вижу, что общее у них все-таки есть. Это книги о нон-конформистах разных времен и разных культур.

«Волшебная страна» Максима Белозора — это маленькая книжка о жизни художников и поэтов 1980-х годов в Ростове-на-Дону. В ней собраны веселые истории на грани фола — пьянки, кутежи, поэзия и советская действительность преломляются в отдельных рассказах, из которых собрана книга. Всё было бы весело, если бы в самом начале не говорилось о том, что большая часть героев «Веселой страны» уже мертва: алкоголизм был неотъемлемой частью их жизни, это и сказалось на здоровье

Еще Белозор — мастер черного юмора, без которого тяжело представить эпоху 1980-х. 

Режиссер Всеволод Лисовский — один из тех, кто общался с героями Белозора и лично варился в этой жизни. Он поставил замечательный иммерсивный спектакль по «Волшебной стране» — участники спектакля ходят по улицам Ростова-на-Дону и становятся свидетелями историй, которые описывает Белозор. И страшно, и грустно, и смешно.

На «Волшебную страну» чем-то похожа более ранняя книга Леонида Липавского «Исследование ужаса». Липавский — поэт и философ 1920–1930-х годов. Он входил в кружок обэриутов и записывал всё, что происходило с ними в это время. В «Исследовании ужаса» мы видим не то, что поэты транслируют через стихи, а то, что их окружало, когда они работали. Липавский пишет про быт. Про то, что потом стали называть внутренней эмиграцией. Про то, как пытались уйти вглубь себя от реальности 1930-х годов.

Ужас, о котором пишет Липавский, — это не только философская категория. Это еще и ужас времени и ужас в человеке.

«Исследование ужаса» — очень остроумная книга. Философские рассуждения могут чередоваться с описаниями картошки на столе обэриутов или работами над спектаклем в квартире.

По «Исследованию ужаса» спектакль поставил Борис Павлович. Постановка идет четыре часа, и всё это время актеры играют Друскина, Хармса, Введенского и их друзей в их обычной жизни. Спектакль проходит в квартире в Санкт-Петербурге. Все зрители становятся гостями на очередном собрании поэтов.

Если сравнить «Волшебную страну» и «Исследование ужаса», можно увидеть, что за эти годы русский человек, конечно, изменился, но остался таким же милым, пьющим и трагичным.  

Недавно вышел сборник НЛО про еще одно явление русской поэзии — «Лианозовскую школу». Тоже о собрании поэтов, которые в 1960-е годы в тогдашнем поселке Лианозово тоже прятались от советской действительности, и тоже делали это по-своему. Книга так и называется — «Лианозовская школа». 

Это филологичеcкое исследование творчества лианозовцев. В сборник вошли авторы с разной позицией, но все они выполняют важную задачу — встраивают «Лианозовскую школу» в общий литературный контекст. Многие ничего не знают о лианозовцах, поэтому такой сборник важен.

Лианозовцы — Сапгир, Холин, Некрасов, Сатуновский — поэты барачной жизни. Для них барак — это быт, то есть нормальная среда для существования. «Барачное» у них часто становится «барочным». Думаю, что они сами могли так шутить. 

Лианозовцы смотрели на советский мир так, как вскоре, в 1980-е, будет смотреть вся страна — которая сама превратилась в большой барак. 

Если Лианозово — это, скорее, московское явление, то Лев Лосев — явление петербургское. В «Издательстве Ивана Лимбаха» в 2012 году вышел сборник его стихотворений «Лев Лосев. Стихи». У книги очень небольшой тираж — всего 2000 экземпляров. Это самый большой сборник Лосева.

Примерно в одно время с «Лианозовской школой» в Ленинграде существует «Филологическая школа». В нее входили студенты филологического факультета СПбГу того времени: Владимир Уфлянд, Михаил Ерёмин, Леонид Виноградов и другие. С ними был и Лев Лифшиц, который позже взял псевдоним Лосев. 

Они устраивали безумные перформансы и писали непохожие ни на что стихи. Аполитичность, асоциальность, уход в себя, которые сопровождаются молодежным филологическим драйвом, — это «Филологическая школа». Они постоянно жонглируют отсылками к мировой культуре и своему личному опыту.

Есть впечатление, что Лосев никогда не писал для мира, а писал для себя и для своих друзей. Он не боится вводить в стих отсылку, которую прочтут только те, кто близко с ним знаком. И копаться в этом интересно. Если ты смог прочесть и понять, что Лосев имеет в виду, то ты чувствуешь, что прикоснулся к чему-то важному. И у него всё тоже пронизано черным юмором, как и в предыдущих книгах. 

Следующая книга — «Современная природа» Дерека Джармена. Джармен — британский режиссер, открытый гомосексуал, ВИЧ-положительный. Быть таким в Великобритании в 1980-е годы, мягко говоря, некомфортно. Джармена вытеснили из общества, и в последние годы жизни он уехал из Лондона к себе в загородный дом, находящийся рядом с атомной электростанцией. 

Там Джармен вел дневник, который в итоге стал книгой «Современная природа». Он тонко чувствует всё окружающее, рефлексирует о современном обществе, и все его рассуждения при этом пронизаны метафорической угрозой от атомной электростанции, которая работает у него под боком. 

Все мысли Джармена перемешиваются с тонким и кропотливым описанием его заботы о цветах, которые он выращивает. Видно, что измотанный преследованиями и непониманием человек находит в цветах и остатках природы свое успокоение. Это его последняя надежда, за которую он цепляется, чтобы не раствориться в мире технологий и скорости. 

Последняя книга — «Своими словами» Дмитрия Крымова. Это и не тексты пьес, и не тексты спектаклей, а что-то радикально новое. Крымов в своих работах всегда собирает и коллажирует разные произведения. Так он выстраивает метасюжет: отталкивается от одной детали, а потом его далеко уносит фантазия. Книгу можно рассматривать как пояснение к этим спектаклям. В ней можно детальнее взглянуть на то, что, возможно, зритель упустил в театре. 

В этом тексте Крымов придумал новый жанр, у которого нет названия. Суть этой книги отражена в подзаголовке — «Режиссерские экземпляры девяти спектаклей, записанные до того, как они были поставлены». С помощью этих текстов мы продлеваем свое нахождение в театре, внутри спектакля, который уже закончился — а в тексте еще не был поставлен. Крымов погружает читателя еще глубже в свой мир и сталкивает его с новыми загадками и противоречиями, которые можно разгадывать и которыми можно любоваться бесконечно долго.

Этот год — год Крымова, он везде и повсюду. В 2021 году его спектакли шли на семи сценах Москвы. Три из них — премьеры сезона. «Своими словами» окончательно закрепили за Крымовым статус живого классика.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).