будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Культура

Что почитать: рекомендует поэт и филолог Всеволод Зельченко

Что почитать: рекомендует поэт и филолог Всеволод Зельченко
pic_5
Всеволод Зельченко

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — поэт, кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии СПбГУ Всеволод Зельченко.

Главное мое впечатление последних недель — книга поэта и филолога Полины Барсковой «Отделение Связи», вышедшая в петербургском издательстве Яромира Хладика. В этой небольшой — точное жанровое определение подобрать трудно, но, думаю, это все-таки повесть — в этой небольшой повести три персонажа: ленинградская художница Татьяна Глебова, Евгений Шварц и его вдова Екатерина Шварц, покончившая с собой после смерти мужа. Главный герой набоковского «Пнина» (его автор, кстати, тоже исполняет камео в книге Барсковой) думает: «Быть может, души умерших образуют комитеты, которые на своем непрерывном заседании решают участь живых». Так и у Барсковой значительная часть действия происходит в декорациях некоей загробной бюрократической конторы, занятой налаживанием тайных связей между умершими и живыми. Пересказывать эту книгу — дело неблагодарное; перед нами одновременно беспощадная и бесконечно сострадательная анатомия горя, памяти, того диалога между ушедшими и оставшимися, который одинаково невозможно ни продолжать, ни прервать.

Несколько месяцев назад в издательстве Ивана Лимбаха вышла вторым, дополненным изданием книга «Из Венеции» Валерия Дымшица — цикл заметок петербургского ученого и переводчика, замечательного знатока еврейской культуры и словесности, который дважды с перерывом в год провел несколько месяцев в Венеции по преподавательским делам. Книг, описывающих встречу с Венецией, написано множество, но эта — во всех отношениях особенная. Ее автор — одновременно очарованный странник и путешествующий натуралист: в поле его зрения равно попадают фрески Джандоменико Тьеполо и моллюски, прилепившиеся к камням венецианских набережных; виллы на берегах Бренты и рыбный рынок возле Риальто; развеселый экологический митинг и найденные в аэропорту Марко Поло грибы; устройство венецианского водоснабжения и сокровища музея Коррер. Книга Дымшица — дневник наблюдений естествоиспытателя, столкнувшегося с чудом.

Также я хотел бы назвать книгу литературоведа Глеба Морева «Поэт и царь», которая появилась в прошлом году в «Новом издательстве». В ней документально и убедительно восстановлены, с целым рядом открытий и новых интерпретаций, три знаменитых эпизода истории русской литературы минувшего века — реакция властей на стихи Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны...», телефонный разговор Пастернака со Сталиным и события, приведшие к эмиграции Бродского. На этих примерах автор проводит своего рода деконструкцию одного из главных мифов отечественной культуры — мифа о великих писателях, которые на равных собеседуют с правителями, о диалоге и единоборстве поэта с тираном. Как показывает книга, эта иллюзия, увы, неоправданно лестна для обеих сторон: в реальной жизни государственная машина преследует свои, часто сиюминутные, резоны и перемалывает поэтов, нисколько не прислушиваясь к их словам.

Действие нового романа писателя, переводчика и ученого Романа Шмаракова «Алкиной» (издательство О.Г.И.) разворачивается в Малой Азии эпохи римского владычества: это история странствий и приключений греческого юноши, поступившего в школу красноречия. «Алкиной» воспроизводит и пародирует каноны одновременно и плутовского романа, и романа воспитания. У этой книги множество достоинств (я рискнул бы сказать, что никто сейчас не умеет писать по-русски так, как Роман Шмараков), но мне как филологу-античнику хотелось бы остановиться на одном. Персонажи «Алкиноя» живут в мире, одержимом риторикой: все они, от военачальников до рыбаков, от протагонистов до случайных прохожих по всякому поводу готовы состязаться в произнесении речей, выстраивании аргументов, нагромождении исторических и мифологических примеров. Современные читатели, воспитанные на романтической концепции вольного творчества, часто забывают об этом аспекте античной культуры (тем более что главный его памятник — книга Сенеки Старшего — на русский язык, увы, не переведен), а между тем многие греческие и римские писатели, как и их аудитория, впитали изощренную риторическую выучку с детства, и именно на этой почве взросли таланты, скажем, Овидия или Апулея.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).