будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
литература
Ноябрь 10, 2025
Культура

Что почитать: рекомендует социолог и общественный деятель Анна Кулешова

Что почитать: рекомендует социолог и общественный деятель Анна Кулешова
pic_1
Анна Кулешова

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе Анна Кулешова — кандидат социологических наук, председатель Совета по этике научных публикаций АНРИ, член Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований, руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ.

Первая книга, которую рекомендовала бы прочесть, — «Банальность зла» Ханны Арендт. В ней автор, наблюдая в качестве корреспондента суд над Адольфом Эйхманом, размышляет о нацистской Германии, о том, как стали возможными массовые убийства.

Арендт присутствовала на заседаниях суда над нацистами, знакомилась с материалами СМИ и пришла к выводу: для того, чтобы масштабное, объективное зло происходило, люди, совершающие его, должны считать, что они ничего плохого не делают, а просто подчиняются закону.

Именно на этом строилась и защита оберштурмбаннфюрера СС Адольфа Эйхмана на судебном процессе. Эйхман был руководителем Главного управления имперской безопасности, которое непосредственно отвечало за преследование, изгнание и депортацию евреев, отправку цыган в лагеря смерти... Следствием действий Эйхмана и его подчиненных стала гибель более 6 млн человек.

При этом на суде Эйхман говорил, что он лично ни одного человека и, в частности, еврея, не убил. Он просто исполнял законы, которые на тот момент действовали в гитлеровской Германии и был добропорядочным человеком. В «Банальности зла» Арендт делает акцент на том, как человек, которого обвиняют в страшном преступлении, нормализует ненормальное и создает удобные объяснительные модели: «Я не чудовище, каким меня изображают, — говорил Эйхман, — я жертва обмана». Ставка же в судебном процессе делалась на следующее: намерение причинить вред является обязательным для совершения преступления. А такого намерения у Эйхмана не было, он добросовестно исполнял свой долг.

Сейчас, когда люди в разных странах пытаются понять, как оказались возможны преступлениях тех лет, неизбежно встает моральный вопрос: как следовало поступить? а точнее — что мог сделать человек в конкретных исторических обстоятельствах? Ведь люди были законопослушными гражданами и делали ровно то, что от них хотело государство.

По Арендт, критическое мышление — единственный способ, с помощью которого человек может противостоять злу. «Немецкое общество, состоявшее из восьмидесяти миллионов человек, было защищено от реальности и фактов теми же самыми средствами, тем же самообманом, ложью и глупостью, которые стали сутью его, Эйхмана, менталитетом. Этот новый вид преступника, являющегося в действительности “врагом человечества”, совершает свои преступления при таких обстоятельствах, что он практически не может знать или чувствовать, что поступает неправильно», — пишет Арендт.

Когда у людей недостаточно развито критическое отношение к действительности, они думают, что единственное правильное действие — беспрекословное подчинение тем законам, которые работают в данный конкретный исторический момент, именно так они попадают в ловушку банальности зла.

Следующая книга, которую хотелось бы рекомендовать, — «Неудобное прошлое: Память о государственных преступлениях в России и других странах» Николая Эппле. На мой взгляд взгляд, ее стоит прочесть в связке с «Банальностью зла» Арендт.

Прежде чем перейти к самой книге, скажу пару слов о логике социологического взгляда на мир. Она такова: общество — это человеческий продукт, а сам человек — социальный продукт. С помощью различных социальных инструментов и институтов мы создаем свои варианты истины. Все это отсылает нас к теории социального конструирования, согласно которой социальным конструктом может быть практически что угодно: например, мы конструируем наши представления о “нормальном” материнстве или о том, что “нормальной” женщине положено подчиняться мужчине. Эту теорию часто называют “антидотом от предрассудков”, в тот момент, когда вы зададитесь вопросом “почему женщина должна подчиняться?”, вы увидите, что роли в обществе у нее могут быть самые разные, что представления о ее “нормальном” поведении меняются от одного исторического периода к другому, от культуры к культуре.

Важно и то, что конструироваться могут не только наши представления о настоящем, но и наша историческая память. Общество может педалировать или исключать те или иные события прошлого из своей исторической памяти. Так история становится удобным инструментом для выстраивания политики.

Эппле в «Неудобном прошлом» исследует то, как работает наша историческая память. Он показывает, как российское общество переживает травматичные моменты своей истории, как это делают соседние страны. В его книге также можно найти ответ на вопрос: почему сейчас Россия оказалась одержима своим историческим прошлым? Почему именно Победа в Великой Отечественной войне стала языком сплочения нации?

Чтение «Банальности зла» и «Неудобного прошлого» может помочь нам лучше понять процессы и тенденции, которые имеют место в современной России, осознать — где мы находимся в настоящий момент, куда движемся и почему.

Другая книга, на которую рекомендую обратить внимание, «Жизнь в долг: Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России». Она написана группой социологов и посвящена анализу того, как россияне оказались в ситуации избыточной закредитованности. Еще не так давно считалось, что быть в долгах как в шелках — однозначно плохо. Сейчас же, кажется, уместнее набрать долгов, чем остаться без условного айфона. Исследователи постарались понять не только природу долга и логику должников (что на самом деле стоит за желанием не брать в долг у родственников и знакомых?), но и то, как кредиты (а они почти всегда берутся с установкой на улучшение благополучия людей) становятся источниками разрушения судеб людей.

В «Жизни в долг» авторы представили результаты масштабного исследования, в ходе которого опросили не только руководителей банков, клиентских менеджеров, представителей городских властей, но и священнослужителей, предпринимателей и рабочих. Они собрали сотню биографических интервью. И были, например, такие наблюдения: в малых городах, если у человека возникают проблемы с выплатами, и дело доходит до коллекторов, единственной защитой для должника становится его семья или включенность в какое-либо сообщество. Одно из таких сообществ — приходы РПЦ. Получается, не так-то все просто с установкой на то, что внешнее кредитование позволяет обрести независимость.

Книга «Жизнь в долг» помогает увидеть, насколько многогранна и неоднозначна тема долга. Эта работа поможет избавиться от ряда стереотипов и оценочных суждений, более взвешенно и целостно посмотреть на ситуацию с долгами в России, лучше понять тех, кто рядом с нами.

Также хотелось бы упомянуть книгу «Открытый вопрос. Общественное мнение в современной истории России». Она написана мной в соавторстве с журналистом Александром Братерским. При подготовке книги мы проработали более 400 источников и взяли более полусотни интервью. Это позволило живо и точно рассказать историю становления индустрии изучения общественного мнения в России.

«Открытый вопрос» начинается с предисловия Бориса Максимовича Фирсова, одного из основателей и первого ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге. Фирсов делает акцент на том, что историю России можно изучать через смену отношения власти к опросам общественного мнения. Отчетливо боялось опросов советское руководство: с одной стороны, ему хотелось знать, что происходит в стране, а с другой — было страшно столкнуться с реальностью, не обнаружить столь желанного единомыслия. И далее — когда это выяснится, что с этим знанием делать? Признавать свои ошибки? Засекречивать данные опросов?

Напомню, лишь к 1960-м годам в СССР разрешили социологию (без опоры на неё опросы общественного мнения бессмысленны). До этого времени социология считалась «продажной девкой империализма» и лженаукой, как и генетика. «Открытый вопрос» показывает, как во второй половине 1980-х гг. создается Всероссийский центр изучения общественного мнения, рассказывает о людях, пришедших в эту новую отрасль, о первых опросах, о том, как и где учились наши специалисты, о специфике взаимодействия исследователей и государства.

В этой связи не могу не упомянуть еще одну книгу — «Пульс демократии. Как работают опросы общественного мнения» Джорджа Гэллапа и Сола Форбса Рэя. В ней показано, как создавалась индустрия изучения общественного мнения в США. Вместе «Открытый вопрос» и «Пульс демократии» позволяют нам увидеть, какие проблемы с помощью опросов общественного мнения решались в Америке (спойлер — с помощью опросов общественного мнения в США победили эпидемию сифилиса), для каких целей использовались опросы в России.

И напоследок рекомендовала бы прочесть книгу «Родительство 2.0: Почему современные родители должны разбираться во всем?». В ней тоже являюсь одним из соавторов. Это издание было задумано довольно давно, приступала к работе над ним с убежденностью, что социологи собирают множество полезных данных, дают интересные объяснительные модели, но зачастую всё это не доходит до простых людей.

Как уже говорила выше, материнство и детство — это социальный конструкт. Тот детоцентризм, который сегодня принят в обществе, — это результат влияния множества факторов. Один из них — общество потребления. В какой-то момент люди, которые делают бизнес, поняли, что дети могут быть колоссальным источником заработка. Заметьте, выражение любви к детям через избыточное потребление (покупки и подарки без повода) — это изобретение недавнего времени.

О том, что можно неплохо зарабатывать на родительской любви догадались и психологи, начав стимулировать родительскую тревожность с тем, чтобы взрослые люди жили с ощущением, что своим умом вырастить ребенка они никак не смогут.

В книге показано, например, как благодаря Зигмунду Фрейду и его теории психоанализа общество утвердилось в мысли, что все проблемы идут из детства. Главный виновник — мать. Так у людей появилась удобная возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на детские травмы. Но каково быть матерью в таком обществе, если ты априори виновата во всём?

На страницах книги продемонстрировано и то, как государство постепенно снимает с себя обязательства, перекладывая их на родителей — ответственность за безопасность (больше нет никакого дяди Стёпы Светофора, родители не могут отпустить детей до 14 лет на улицу без сопровождения), здоровье и образование детей (мамы и папы регулярно слышат вопросы: почему это ребенок у вас плохо учится? почему это он у вас часто болеет?). Такой подход невротизирует родителей. Начинаешь завидовать жительницам острова Самоа, где воспитание ребенка — забота всей деревни, а не только родителей.

Мы постарались показать, как менялось родительство, а заодно немного успокоить отцов и матерей, продемонстрировав, что та ситуация, которая сложилась сейчас, не является идеальной, оптимальной или естественной, она появилась не просто так. Детоцентризм много кому выгоден, как минимум — бизнесу и государству.

А еще в нашей книге родители найдут небольшую методичку по выбору экспертов. Как понять, что тот или иной специалист — не шарлатан и ему можно верить, достаточно ли того, что у него миллион подписчиков и есть ученая степень кандидата наук?

читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).