будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Ноябрь 19, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Что посмотреть: «Безумное порно» — румынский фильм про учительницу

Что посмотреть: «Безумное порно» — румынский фильм про учительницу
1440x.jpeg
Кадр из фильма «Безумное порно». kinopoisk

В российский прокат выходит так называемая режиссерская (вообще-то — отцензурированная) версия фильма-победителя Берлинского кинофестиваля «Безумное кино для взрослых» (в оригинале — «Неудачный трах, или Безумное порно»). Фильм румынский (но российский зритель с удовольствием узнает в нем себя).  

«Возле казармы, в свете фонаря,
кружатся попарно листья сентября,
Ах как давно у этих стен
я сам стоял,
стоял и ждал
тебя, Лили Марлен» —  

перевел когда-то Бродский известную песенку, написанную Хансом Ляйпом (Hans Leip) в 1915 году. «Ничего более циничного в жизни не слыхала», — не без восхищения сказала Ахматова, услышав вариант российского перевода песни, популярной во времена Второй мировой войны как среди солдат Вермахта, так и среди солдат антигитлеровской коалиции.  

Под этот мотив (конечно, без Бродского) российскому зрителю достается черный экран (спасибо и на этом, сначала фильму вообще не давали прокатного удостоверения) со звуковой дорожкой из домашнего порно — с причмокиванием, хлопками, и всем таким. Это продолжается минут пять.

Так начинается новый фильм 44-летнего румынского режиссера Раду Жуде. Это его первый фильм, вышедший в российский прокат. Но он режиссер знаменитый, создатель самой награждаемой румынской короткометражки. Не так давно сделал фильм «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» — про военную реконструкцию в честь местного дня воинской славы. Молодой постановщице заказывают что-то патриотическое, а она создает театральную постановку о том, что румыны принимали активное участие в уничтожении цыган и евреев во время Второй мировой войны. Собственно говоря, слова «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» сказаны на местном Совете министров в 1941 году, после чего румынская армия приступила к этнической чистке на своём Восточном фронте. И по масштабам решения «еврейского вопроса» оказалась на втором месте после Германии.

Но вернемся к «Безумному порно». Это первый успешный фильм, снятый во время коронавируса: герои ходят в масках (часто — на подбородках), на улицах висят плакаты про соблюдение социальной дистанции, люди напуганы и озлоблены. Всё это главная героиня наблюдает в первой из трех частей фильма (она называется «Улица с односторонним движением»).  

После того как видеозапись ее домашних забав по нелепой случайности попадает на PornHub и над ней нависает вечернее родительское собрание (а она — учитель истории в средней школе!), ей, конечно, становится стремно. Чтобы не сойти с ума, она ходит по городу, недружелюбному и агрессивному, с архитектурой города Самары с ее закругленными балконами в панельках. Картинкой в глаза бьют цветастые такси, рекламы, названия кафешек, предвыборные плакаты. Звуком — сигналы машин, отбойные молотки на стройплощадках, случайные звуки улицы. Некоторые прохожие ее узнают и смеются в спину. В мире коронавируса агрессия вообще стремится выбраться наружу, заслонив собой страх неопределенности: в очереди на кассе лаются тетеньки, а дяденьки-автомобилисты ставят свои машины на тротуар, раззадоривая пешеходов. Снято всё длинными смачными кадрами, намекающими на то, что если очень поискать, то при желании везде нетрудно найти что-то, готовое изнасиловать твой мозг. Особенно когда тебе не продают в аптеке успокоительное «Ксанакс», а книга в кафе отвлечь от навязчивых мыслей уже не в состоянии. 

Так мы вместе с героиней попадаем во вторую часть. Хотя героини в ней вроде бы нет. Середина («Короткий словарь анекдотов, знаков и диковин») — это 31 этюдик с жуткими, смешными и жутко смешными иллюстрациями загадочного букваря (по одному на каждую букву румынского алфавита), где есть и «Семья», и «Армия», и «Минет». То ли это просто катехизис румынского контекста, то ли «коллективное бессознательное»... Но скорее всего это то, что крутится в голове у главной героини, когда она в ужасе бродит по шумному городу. Внутренний экран сознания, которое, чтобы отвлечься, пытается всё расставить по полочкам и подготовиться к страшненькому суду. Смешно и грустно, грустно и смешно. И уже даже хочется, чтобы это закончилось. Но оно длится-длится, а потом и правда заканчивается.

Третья часть («Практика и недосказанность») — это и есть суд. На родительском собрании представлены самые разные слои современных румын — военный, летчик, священник, интеллектуал и мамани, чьи профессии идентифицировать не так просто. 

Начинается «побивание блудницы камнями» или «падающего толкни». Или «фейсбучный срач», вынесенный в офлайн (вспомним истории с Чулпан Хаматовой, Нютой Федермессер, Любовь Аркус, Михаилом Ефремовым — с каким трепетом глубинный интернет-народ любит смаковать подробности того, о чем не имеет практически никакого представления, и как он любит плеваться в тех, за чьими автографами недавно отстаивал очередь).

И вот уже страх и отсутствие рефлексии люди прикрывают откровенно фашистскими тезисами, совершенно ничего не слыша и не пытаясь хоть сколько-то разобраться или во что-то вникнуть. Героиня говорит: «Ребята, у нашего Пушкина тоже есть эротические стихи, ничего постыдного в этой теме нет». Хор голосит: «Да ладно!» Ведь они его (этого местного Пушкина) видели только на купюре — какие такие стихи он писал? «Да ты жидовка!»,  «Тебе Сорос платит!»,  «Хотя — ладненько. Прочитай!» Она читает. «Да не, — отвечает хор, — это ты, наверное, сама написала такую пошлятину. Пушкин наш такого написать не мог. Он же совесть и честь нашей нации». Когда ее пытается защитить интеллектуал, то выясняются претензии уже нового порядка: «А зачем ты нашим детям про Холокост рассказывала?», «А зачем врала о том, что наша доблестная армия занималась геноцидом цыган?», «Зачем Бабеля с ними читала? Он же не входит в учебную программу! Что это еще за Бабель? Может, ты марксистка, левачка, феминистка? Шлюха!».

И нету из этого нормального выхода. Не бывает. Еще не придумали. Или сдаться, уйти, расплакаться — а значит, бросить свою работу, призвание, смысл. Или стать супергероем и заткнуть голоса хора, отыметь идиотское мнение толпы. Осмелиться стать супергероем — или уйти со сцены. Потому что иначе глубинный народ всё равно найдет, за что тебя изнасиловать. И если твои нюдсы случайно не просочатся в интернет, так «Ты в фейсбуке защищала однополые браки! Лесбиянка небось». 

Главная героиня — профессионал своего дела: она и в истории сечет, и в педагогике разбирается. Цитирует научную работу коллеги о том, что ничего плохого в заучивании детьми материала нет, что нельзя заменить человеческую память внешним жестким диском или просто «Википедией», потому что внешняя память пассивна, а человеческая — активна, и мы никогда не знаем, как какие-то старые фактики соберутся во что-то новое. 

Но кого это волнует? Ведь если ты выходишь на передовую сражения с невежеством (исторически объяснимым, от чего правда как-то не легче), то будь, пожалуйста, готов услышать: «Мы убьем тебя, потому что желаем своим детям только лучшего». И не зря в фильме проскальзывает Ханна Арендт. Когда глубинному народу плохо, он находит простые решения для сложных проблем. Так и появляется фашизм.

А ему — по мысли режиссера — в наши дни могут противостоять только супергерои. 

И несмотря на то, что румынский язык не входит в группу славянских языков (а относится к романским) и, по идее, должен лучше рифмоваться с французским, испанским и итальянским языками, в фильме часто звучат узнаваемые российские корни.  

И вообще, как оказалось, у нас с ними немало общего.

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).