будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино общество документальное кино
Июль 16, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Что посмотреть: «Нас других не будет» — фильм про Данилу Багрова и Сергея Бодрова

Что посмотреть: «Нас других не будет» — фильм про Данилу Багрова и Сергея Бодрова
bodrov8001.jpeg
Кадр из фильма «Нас других не будет». kinopoisk

Сделать документальный фильм, который будут смотреть, довольно сложно. Для решения этой задачи авторы, как правило, или выбирают очень уж недоступные темы (Герц Франк, например, в 1987 году снял картину о приговоренном к смертной казни Валерии Долгове), или вставляют себя как героя в кадр, чтобы получилась запредельно личная история (так сделал Вернер Херцог в фильме о своем друге и актере Клаусе Кински в «Моем любимом враге» или Марина Галдовская в «Горьком вкусе свободы» — фильме об Анне Политковской, который она снимала несколько лет). То есть авторы приоткрывают дверь в какой-то закрытый и притягательный для зрителя мир, поэтому материал заранее необычен и потому интересен: вряд ли кто-то откажется посмотреть на падающий метеорит, пусть даже он снят на камеру телефона.

Судьба успевшего дожить только до тридцати лет Сергея Бодрова для российского ландшафта сродни древнегреческой трагедии, только все еще понимают, о чем речь, знают, чем всё закончится. Для кого-то «Брат», «Брат — 2», «Сестры» — это личная история походов в кино. Кто-то помнит сентябрь 2002 года по телесюжетам о спасательной операции в Кармадонском ущелье, кто-то читал книгу Марии Кувшиновой, кто-то смотрел YouTube-фильм Дудя, кто-то — недавнее интервью Екатерины Гордеевой со вдовой Алексея Балабанова Надеждой Васильевой, кто-то — что-то еще. Поэтому задача перед съемочной группой во главе с Петром Шепотинником стояла не то чтобы сложная, а просто неразрешимая — создать полнометражный документальный фильм, который зритель сможет досмотреть до конца не от того, что будет удивляться новым фактам («О, оказывается Бодров дружил с Балабановым!» или «Да ладно! Бодров еще и режиссером был!»), а от того, что сам способ рассказывания истории станет для нас неожиданным и выведет на новое понимание фигуры многими любимого актера и режиссера. Кажется, у них получилось. 

На зрительской премьере в кинотеатре «Художественный» режиссер Пётр Шепотинник, автор многочисленных документальных картин о людях искусства (например, «Лирика» об Андрее Вознесенском или «Хроники» о Юрии Любимове), сказал следующее: «Это разговор об очень близких нам людях. Здесь любая неверно сказанная нота, любая фальшь либо выспренность, любое желание всё это “огламурить” или, наоборот, придать этому какой-то ненужный, специальный нерв легко может всё испортить. Я надеюсь, вы нас поймете». 

Картина построена на четырех интервью: с продюсером Сергеем Сельяновым, оператором Сергеем Астаховым, композитором Вячеславом Бутусовым и с Надеждой Васильевой, художником по костюмам. Они дополняются архивными разговорами с Алексеем Балабановым и Сергеем Бодровым, а также бэкстейджем со съемок «Брата — 2», «Сестер» и недоснятого Бодровым «Связного». В историю последнего фильма, закончившуюся сходом ледника Колка, мы попадаем через дождливый разговор с одним из немногих выживших — замдиректора группы Дмитрием Шибневым. Эта беседа параллельным монтажом идет вразрез всему выше перечисленному, что придает истории не столько хичкоковский, сколько грустный обидный саспенс. 

В интервью герои часто снимаются настолько крупным планом, что видны какие-то их лишние волосы на лице и откуда-то прилетевшие перышки на носу, что визуально добавляет доверия к и без того тихим и честным воспоминаниям. Музыку к фильму написал Вячеслав Бутусов, за что съемочная группа заплатила ему тысячу рублей. Вот что об этом Пётр Шепотинник сказал перед фильмом: «Серёжа Бодров был искусствоведом, очень крупным. По его книгам уже учились. И он занимался ни чем-нибудь, а историей Возрождения. И когда мне Вячеслав прислал свои музыкальные фрагменты, я был поражен — до какой степени они совпадают с тем, что я хочу смонтировать и показать людям: один из них назывался “Рафаэль”, а второй назывался “Джотто”!» 

Фильм начинается с того, что Сергей Бодров признается в интервью, что если раньше, в 14 лет, ему хотелось быть против всех, то теперь (запись 2001 года) ему хочется продолжать какую-то культурную традицию — правда, пока неясно, какую. Данила Багров, получившийся на стыке хулиганства Алексея Балабанова и интеллигентности Сергея Бодрова, для многих россиян как раз и стал этим чем-то, что хочется продолжать — недаром у нас сейчас так много подростков с именем Данила. И в этом — одно из главных посланий картины, которая и правда получилась оптимистичной (герои интервью отвечают на вопрос о возможности сделать такое кино про Сергея Бодрова), даже несмотря на классный режиссерский ход про пускаемые несколько раз титры — после разговоров про Канны и Венецию и во время куска про лавину. 

Сергей Бодров успел немного, мог бы — намного больше, но он пропал без вести в Кармадоне. Данила Багров — можно сказать, «Брат» — по-прежнему улыбается нам в фильмах, и если сходить на «Нас других не будет», можно снова увидеть его улыбку на большом экране.

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).