будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
сериалы
Июнь 17, 2025
Культура

Что посмотреть: рекомендует антрополог Дарья Радченко

Что посмотреть: рекомендует антрополог Дарья Радченко
pic_3

В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы они смотрят и почему. На этой неделе Дарья Радченко — цифровой антрополог, старший научный сотрудник РАНХиГС, замруководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка».

Я смотрю не так уж много сериалов. Дело в том, что я очень глубоко погружаюсь в них: с одной стороны, как зритель, а с другой — как антрополог. Хороший пример такого погружения — сериал «Мост». Когда он вышел, я отложила его просмотр, так как мне предстояла поездка в город Лунд в Швеции. Чтобы туда добраться, нужно ехать через Копенгаген — а точнее, через тот самый мост, о котором идет речь в сериале. Когда я приехала в Лунд и начала смотреть сериал, это был потрясающий, но и травматичный опыт глубокого погружения в контекст. Ведь вещи, показанные в сериале «Мост», окружали меня буквально со всех сторон. В результате сериал вдруг стал для меня каким-то абсолютно реальным.

Как исследователь я воспитана на концепции Ролана Барта о «смерти автора» и убеждена, что любой текст, будь то вербальный или кинематографический, мы читаем и переживаем исключительно сквозь призму собственного опыта. Любое наше высказывание об этом тексте говорит больше о нас самих, чем о тексте как таковом. Поэтому подборка, наверное, выйдет довольно эклектичной.

Первый сериал, который я бы рекомендовала, — это «Ход королевы». На эту историю особенно интересно посмотреть с позиции того, как мы достигаем каких-либо успехов: чем человек жертвует на этом пути, как он трансформируется, стремясь к тому, что он считает вершиной своей карьеры.

Когда вышел этот сериал, в сети немедленно стали обсуждать, что же все-таки имели в виду его создатели. «Ход королевы» — это, конечно, современная “Алиса в Зазеркалье”. Однако если героиня — это Алиса, тогда возникают вопросы: реален ли тот мир, в котором она существует или же он — плод ее фантазии? Жива ли героиня или она умерла в начале сериала? Стремясь к заветной цели, она остается собой или превращается в совершенно нового человека - или вообще в шахматную фигуру (что вообще-то звучит довольно пугающе)?

Второй момент, который мне кажется весьма любопытным в этом сериале, — то, как показана кооперация в высококонкурентных средах. Ведь «Ход королевы» — это еще и история о «второстепенных персонажах», то есть о тех, кто по мере движения главной героини к успеху вынужден уходить в тень. Мы видим, как люди, которые раньше были чемпионами, начинают помогать главной героине, тренировать ее, учиться жить на вторых ролях.

Следующий сериал, который я бы рекомендовала посмотреть, — «Корона». На поверхности это одновременно и байопик, и история из разряда «богатые тоже плачут» - о том, как привилегии оборачиваются для их обладателей проблемами и ограничениями.

Но если смотреть глубже, то он оказывается очень похож на “Ход королевы”, и не только тем, что и там, и там действие происходит в исторических декорациях. Мы увидим женщину (Елизавету II), которая в силу не зависящих от нее обстоятельств, не потому, что она этого заслуживает или к этому стремится, оказывается на вершине. Она пытается балансировать между своей гендерной и профессиональной ролями, но постепенно и неумолимо дрейфует в сторону последней, из человека становясь сакральным воплощением монархии.

Еще один любопытный момент — это взаимодействие между лидером и людьми, которые его окружают. Все эти люди становятся заложниками монархии, этой сложно устроенной системы, из которой они не могут найти выход. Ведь герои сериала должны действовать так, чтобы с одной стороны сохранить себя, а с другой — систему и своего лидера, то есть королеву. Персонажи - прежде всего, принц Филипп, принцесса Маргарет - в силу тех же внешних обстоятельств также оказываются в западне “вторых ролей”, пытаются трансформировать систему, которая, очевидно, не соответствует меняющемуся миру, но на этом пути они раз за разом терпят неудачу.

Еще один кинотекст, который мне очень нравится, — это сериал «Фауда». Сюжет рассказывает про жизнь израильских спецназовцев, которые работают под прикрытием. На первый взгляд повествование похоже на полицейский процедурал, в котором есть расследование, детективный сюжет и т.д.; мы видим очень занимательное кино еще и в этнографическом плане (если, конечно, мы готовы доверять сериалу как способу репрезентации).

Конечно, «Фауда» — это история, которая затрагивает множество этических вопросов. Например, чем мы можем пожертвовать для общественного блага и в какой момент нам следует (и следует ли?) остановиться. Но центральной в сериале мне кажется история о профессионализме и его разрушении. Главный герой этого сериала — человек с огромным боевым и оперативным опытом. Однако в какой-то момент он оказывается не просто профессионалом, а еще и человеком, который по сути подсел на адреналин. Возможно, это прозвучит резко, но он адреналиновый наркоман, который не может существовать вне боевого напряжения.

И тогда встает вопрос: в какой момент он перестает быть профессионалом из-за своей тяги к адреналину? Все это заставляет задуматься: до какой степени мы порой «раскачиваем» ситуацию просто из-за того, что не можем существовать без внешнего давления и стресса, вызванных нашей работой, пусть и более мирной, чем у героев «Фауды».

Еще один сериал, который мне неожиданно понравился, — «ВандаВижен». Он основан на персонажах комиксов Marvel Алой Ведьме и Вижене. Небольшое примечание для тех, кто, как и я, не фанат Marvel: Вижен — это робот-андроид или синтезоид, как его называют в сериале, а Ванда (Алая Ведьма) — его партнерша, которая обладает суперспособностями.

Интересен этот сериал минимум несколькими вещами. Во-первых, он очень хорошо снят. Каждая его серия снята в конвенциях американских ситкомов разных десятилетий (в одной из серий нам объяснят, почему). Способы выражения, мимика, жесты героев, то, как они одеты — все это является своего рода энциклопедией ситкома, что само по себе очень занимательно.

Во-вторых, это история о том, как мы создаем миры вокруг себя, что отсылает нас к концепции мирования (worlding), которую предложил французский антрополог Филипп Дескола. Для того, чтобы преобразовывать мир вокруг, делая окружающих и себя, в каком-то смысле, заложниками этого мира, совершенно не нужны суперспособности. Создавая связи, определяя роли в социальных процессах, поддерживая представления о “норме”, мы, не замечая этого, делаем то же самое, что и герои “ВандаВижен”.

В цифровой среде это особенно наглядно. В процессе «мирования» мы не только выстраиваем вокруг себя некую реальность, но и создаем барьеры на пути проникновения чего-то внешнего. Сериал - отличная иллюстрация к сказанному, буквальная демонстрация того, что представляет собой информационный пузырь. Скажем, в мир Ванды проникают дроны или разведчики из внешнего мира, но она или трансформирует это внешнее влияние в соответствии со своими представлениями, или же выкидывает его за пределы своего информационного пузыря.

В соцсетях мы делаем ровно то же. Например, формируем нашу ленту так, чтобы возникала комфортная для нас и поддерживающая среда, в которой все разделяют наши позиции. Мы постоянно отсеиваем ту информацию, которая неконгруэнтна нашим представлениям о мире, и с каждым шагом все больше укрепляем стены своего информационного пузыря, лишая себя шанса хотя бы услышать альтернативную точку зрения.

Напоследок хочу отметить сериал «PEN15». Сюжет разворачивается в 2000-м году и рассказывает о двух девочках-подростках. Этих девочек играют взрослые женщины, тогда как все остальные герои соответствуют своему возрасту, — таков сознательный ход создателей сериала, позволяющая продемонстрировать самые разные переживания подростков, а не только поностальгировать.

Он заставляет нас задуматься о том, как мы, уже будучи взрослыми, перепроживаем свой опыт взросления, возвращаемся к нему в памяти. Можем ли мы на самом деле вернуться в эту реку и, если да, то зачем?

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).