В этой рубрике мы просим известных людей рассказать о том, какие сериалы они смотрят и почему. На этой неделе — филолог, старший научный сотрудник отдела литератур Европы и Америки новейшего времени Института мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ РАН) Александра Уракова.
Мой любимый сериал, «Черное зеркало», наверное, не нуждается в представлении, поэтому просто перечислю свои любимые эпизоды. Это «Нырок» (хотя Nosedive с английского наверное лучше было бы перевести как «Резкое падение» или «Пике»), «Повесь диджея» и «Я скоро вернусь». Это разные эпизоды и по сюжету, и по тональности, но все они — очень тонкие пародии на социальные сети: Фейсбук, Линкедин, Тиндер, Твиттер — будь то система рейтингов и “лайков”, слепые свидания или «след», который человек оставляет в сети.
Второй сериал — «Наследники», о семье медиамагната Логана Роя. Признаюсь, я была очень скептично настроена вначале, но сериал превзошел все мои ожидания. Никогда бы не поверила, что смогу настолько увлеченно, я бы даже сказала страстно, следить за историей членов семьи мультимиллионера, которые борются друг с другом за власть над корпорацией. Здесь нет положительных персонажей, но каждый по-своему симпатичен. Особенно герой Кирана Калкина, младший брат Роман Рой. Ради него я бы рекомендовала смотреть сериал в оригинале, так как в переводе, думаю, потеряется часть его циничных и смешных реплик.
Третий сериал — «Моя гениальная подруга». Это экранизация четырехтомной саги Элены Ферранте, на русский язык переведена как «Неаполитанский квартет» ; «Моя гениальная подруга» — это название первой книги. Его стоит посмотреть особенно тем, кто, как и я, любит творчество Ферранте. Сериал вас не разочарует, потому что он невероятно убедителен. Иногда смотришь его и думаешь, что трудно было бы найти лучших претенденток на роль главных героинь - подруг Элены «Лену» Греко и Раффаэллы «Лилы» Черулло; кстати, ни одна из них, насколько я знаю, не является профессиональной актрисой. То же самое можно сказать про их детские образы. Действие и книги, и фильма разворачивается в 1950-е годы в Неаполе. Поэтому, кроме всего прочего, сериал — это дань итальянскому неореализму. Мне кажется, это очень интересное явление: «неореализм» в формате сериала. C нетерпением жду продолжения.
Следующий сериал — «Неортодоксальная». В нем рассказывается история девушки, которая сбегает из хасидской общины в Бруклине, где она живет со своим молодым мужем. Я очень мало знала о жизни хасидов - совершенно невероятных, немыслимых в контексте современной жизни. Поэтому круто, что сериал позволяет проникнуть внутрь этого очень закрытого сообщества. Община ожидаемо представлена как репрессивный социальный институт, особенно по отношению к женщине. Но в то же время в сериале нет деления персонажей на плохих и хороших; община показана в своей неоднозначности, что для меня несомненный плюс.
Еще недавно я посмотрела сериал «Нетипичный» — о семье, в которой воспитывается мальчик-аутист. Я бы назвала этот сериал вполне качественным, но все же типичным (простите за каламбур) американским «мылом»; кстати, его создателей сильно ругали за стереотипизацию людей с РАС. Но он добрый, смешной, при этом затрагивает серьезные проблемы «нетипичных» подростков — главного героя с аутическим расстройством, его сестры, которая пытается разобраться со своей сексуальной ориентацией. Вполне можно посмотреть.