будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июль 10, 2025
Культура

Что посмотреть: рекомендует иллюстратор Илья Зибирев

Что посмотреть: рекомендует иллюстратор Илья Зибирев
pic_1
Илья Зибирев

В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы и фильмы они смотрят. На этой неделе — иллюстратор, дизайнер Илья Зиберев.

Фильмы, о которых я расскажу — не какие-то знаковые, и совершенно точно не войдут в учебники по киномастерству для будущих поколений. Но каждый из них — что-то особенное, они абсолютно разные и заслуживают внимания.

Первый фильм перекликается с современностью, так как это «Дюна», но не Вильнева, а Дэвида Линча.

Линч — особенный режиссер. Если доверить ему снимать боевик, он снимет комедию, если попросить снять мелодраму, то получится фильм ужасов. Но все его ленты объединяет что-то неуловимое, безошибочно узнаваемое. Многие говорят о «режиссерском гении», особом видении, мне же кажется, что Линч просто не умеет снимать кино в том смысле, в котором мы привыкли. В его фильмах странный монтаж, оператор не всегда умеет держать камеру прямо, а на главные роли попадают случайные люди. При всем этом в итоге получается законченное, полноценное произведение. Главное, не рассчитывать на какой-то конкретный результат.

Точно так же вышло и с «Дюной». С ее экранизациями все с самого начало шло наперекосяк, да и сама книга, мягко говоря, непроста для переноса на киноэкран. Автор книги, Френк Херберт — мужчина могучего ума, и практически все его произведения, как и полагается взрослой фантастике, крутятся не вокруг лазеров и инопланетян верхом на боевых роботах, а вокруг человека, человечества, его будущего, и места во вселенной. В книгах Херберта много отсылок к Хайдеггеру и Юнгу, но не так уж много кинематографичности и действия.

Именно поэтому, на мой взгляд, Линч — лучший режиссер для экранизации Херберта. В принципе, в фильме плохо если не все, то многое. Костюмы напоминают спектакль в колонии-поселении, декорации странные, а батальные сцены похожи на документальные съемки из очередей в советских гастрономах времен перестройки. Но это все вообще не важно и меркнет перед главным: Линчу удалось передать атмосферу легкого безумия мира, где вместо компьютеров сосредоточенно думают специально обученные для этого люди-инструменты, космические корабли не могут летать без наркотиков для своих навигаторов, а во главе мироздания вот-вот встанет гибрид бога и червя.

Этот фильм провалился в прокате, был абсолютно не понят современниками, и по всем фронтам продул «Звездным войнам», но в итоге стал культовым. Скорее всего, его будет интересно посмотреть перед походом в кино на Вильнева, чтобы сравнить две стороны кинематографа — визуальную и эмоциональную.

Второй фильм будет абсолютно о другом — это «Клерки» Кевина Смита. Кевин — известный шутник и балагур, поклонник комиксов и раздолбайского образа жизни, и многие знают его по роли Молчаливого Боба в целом ряде его же фильмов. В «Клерках» Боб, конечно же, тоже есть, и традиционно толкает мотивационную речь в конце.

Однако, к сюжету. Данте и Рейнольдс — раздолбаи, сотрудники мелкого супермаркета в Нью-Джерси (это около Нью-Йорка, считается у жителей большого города редкостной дырой). В городе ничего не происходит, в магазине ничего не происходит, да и вообще в жизнях этих ребят ничего не происходит. Они играют в хоккей на асфальте (и крыше), валяют дурака за кассой магазина, отлынивают от работы — и все это несмотря на то, что мужикам уже по тридцатнику. Куда катится их жизнь? Да в общем-то, туда же, куда и все жизни — прямиком в никуда.

О чем этот фильм? Да в общем-то, ни о чем. Точнее, о том, что у жизни не обязательно должен быть смысл, твоя работа скорее всего никому не нужна, а мир вокруг полон идиотов. И над ними можно и нужно потешаться. Скорее всего, потом тебя настигнет возмездие, но это как повезёт.

Смотреть «Клерков» — это как сидеть на обочине шоссе и наблюдать за проезжающими машинами. Или сидеть на скамейке перед магазином, и рассматривать выходящих и входящих людей. Некоторые герои фильма примерно этим и занимаются — например те же Джей и Боб. Да, так и жизнь пройдет — ну да и какая разница. Зато из СССР приехал кузен Боба Олаф и спел нам свой новый хит «Берсеркер»!

Фильм снят на черно-белую пленку, и в целом производит впечатление артхауса. Наверное, им бы он и был, если бы не полное отсутствие каких-либо попыток давить из себя серьезность. Я не очень хорошо знаком с жизнью и трудовым путем Кевина Смита, но полагаю что «Клерков» он снимал про себя.

Этот фильм стоит посмотреть просто для того, чтобы на полтора часа расслабиться, забыть о грузах ответственности и обязательств перед миром, и перестать делать вид, что ориентированность на результат и осознанное потребление имеют какой-то смысл.

Третий фильм будет скорее всего будет знаком только тем, кто застал эпоху VHS и просиживал штаны в видеосалонах, или с нетерпением ждал очередного фильма по кабельному.

«Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо» — классический американский боевик конца 80-х — начала 90-х, который провалился в прокате даже в США.

Сказать, что он полностью состоит из клише будет абсолютно уместно. Тут вам и встреча двух старых друзей, которых после бурной молодости разлучила судьба, уголовный кодекс и алкогольные напитки, и старик-отец, бесполезные цитаты из которого звучат весь фильм, и монументальная схватка на верхнем этаже небоскреба в конце.

Почему же этот фильм хорош? Именно потому, что он полностью состоит из клише. Клише — это не всегда плохо. Клише — это знак качества. Это как Макдональдс — в любой стране мира ты получишь одинаково качественные вкус.

Чему учит этот фильм? Тому, что не надо бегать за женщинами и автобусами. Что мужская дружба — это навсегда, а вот жизнь наставников из юности, к сожалению, конечна. Что верить бандитам нельзя, и что в киносемействе Болдуинов какое-то невероятное количество братьев.

«Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо» — фильм из тех времен, когда нормальные герои еще могли спокойно курить в кадре, отпускать идиотские сальные шуточки и потом, победив злодея, спокойно уезжать в закат, не заботясь о том, чтобы научить зрителя чему-то высокодуховному.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).