В этой рубрике мы просим известных людей рассказать о том, какие сериалы они смотрят и почему. На этой неделе — историк, доцент департамента истории НИУ ВШЭ СПб, автор книги «Троцкий и товарищи: левая оппозиция и политическая культура РКП(б), 1923–1924» Александр Резник.
Я начну с новинки под названием «Воспитанные волками», потому что меня давно интересует тема постапокалипсиса, особенно — проблема выживания людей как социальной, политической и культурной общности, а также вопросы сознания.
«Воспитанные волками» — это любопытная попытка представить мир, разделившийся на две непримиримые группы: первая фанатично верит в божество по имени «Сол», вторая — идейные атеисты. Их противостояние приводит к уничтожению Земли. Верующие улетают на отдаленную планету строить новое общество.
Между тем, один из атеистов перепрограммирует андроида теократов, чтобы она, «Мать», вырастила, из эмбрионов, новую цивилизацию идеальных атеистов. Конечно, планы обеих сторон рушатся, попутно обнажаются темные стороны обоих «проектов» будущего.
Мне также до сих пор интересно узнать, чем закончится затянувшийся сериал «Звездный путь: Дискавери».
В отличие от «Звездных войн», киновселенная «Стартрека» — британского происхождения. Редко обращают внимание на коренное различие с американской: в «Стартреке» фактически построен коммунизм, хотя политические вопросы редко артикулируются. Хорошие герои служат науке и высшим ценностям, культивируют эмпатию, ставят общие интересы выше частных, в отличие от тех же «Звездных войн», с их перманентной борьбой за ресурсы и власть, не говоря уже об откровенной мистике.
Как и «Воспитанные волками», сериал классно сделан с технической точки зрения, но персонажи и конфликты здесь «картонные». Несмотря на этот эрзац-соцреализм, интересна сама попытка представить футуристические формы политической общности, особенно в нашу эпоху «позднего» и «безальтернативного» капитализма.
Гораздо более глубоко раскрывается проблематика космоса и капитализма в сериале «Пространство».
Помимо сурового «космического реализма» — никаких лазерных мечей и моментальных перемещений! — в сериале все крутится вокруг политического раскола человечества. Земля уже потеряла Марс, но стремится сохранить гегемонию над гордыми «поясняками» — жителями пояса астероидов, ведь они добывают все необходимые ресурсы. Кроме sci-fi составляющей, интересно наблюдать за тем, как логика конфликта приводит стороны к террору и войне на уничтожение. Вокруг каких ценностей смогут объединиться все люди?
Другой сериал — «Город на холме». Сюжет крутится вокруг расследования об убийстве и ограблении, которое ведется силами ФБР, полиции и прокуратуры Бостона в начале 1990-ых.
Два главных героя — циничный и продажный офицер ФБР Джеки Роуч и амбициозный прокурор афроамериканец Декурси Уорд — олицетворяют две Америки, но находят общий язык, будучи интеллектуалами. В сериале много культурных отсылок к реальным социальным и политическим проблемам американского общества накануне президентства Клинтона. Например, наркомания и бандитизм, расизм и борьба за равноправие, коррумпированность и насилие полиции. Конечно, в этом плане «Город на холме» выглядит злободневно, хотя ему и далеко до классической «Прослушки».
Конечно же, не могу не упомянуть совершенно потрясающий сериал «Птица доброго Господа», снятый по одноименному роману Джеймса Макбрайда.
Отец мальчика Ониона погибает стычке между рабовладельцем и фанатичным аболиционистом Джоном Брауном. Приняв Ониона за девочку, Браун забирает его в свою «армию» борцов с рабством. Накануне Гражданской войны в США, пытаясь начать восстание рабов, они совершают неудачный налет на армейское хранилище в Харперс-Ферри. Дальнейшее известно из учебников по истории.
Данный сериал — это прекрасный проводник в американский исторический контекст, который во многом был сформирован расизмом и протестантскими религиозными движениями. Конечно, это громкое высказывание против рабства, но также и напоминание о весьма специфическом контексте борьбы с расизмом в США.
И напоследок, я бы рекомендовал сериал «Ходячие мертвецы» и даже его ходульный спин-офф «Бойтесь ходячих мертвецов». Я думаю, несмотря на затянутость, это все же же одна из лучших попыток представить выживание социальных групп в условиях катастрофы, ведь зомби — это просто символический образ того, что происходит с человечеством.
Ответ, который нам дают создатели этого шоу все его спин-оффов очень неутешительный. Человечество не способно преодолеть внешние катастрофические вызовы, не разрушив привычные политические уклады. Не случайно, что героям сериала не удается создать успешную альтернативу тому обществу, в котором они жили.