будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июнь 18, 2025
Культура

Что посмотреть: рекомендует историк искусства и дизайна Артем Дежурко

Что посмотреть: рекомендует историк искусства и дизайна Артем Дежурко
pic_1
Артем Дежурко

В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы и фильмы они смотрят и почему. На этой неделе Артем Дежурко — историк искусства и дизайна, консультант и куратор выставок, научный сотрудник галереи Алины Пинской, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.

По натуре я довольно тихий и скромный человек, все детство провел с книгами. К тому же субтильный и с хрупким здоровьем. Таким, как я, нравятся истории про мужчин, которые сражаются, про воинов, про оружие. Хотя сам я с иронией отношусь к этой своей слабости.

Первое, что я бы порекомендовал посмотреть в этом жанре, — кинотрилогия польского кинорежиссера Ежи Гофмана, снятая по трилогии романов Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыёвский». Это ключевые тексты для польского национального самосознания..

В них рассказывается о событиях XVII века, в частности, в первом романе о восстании Хмельницкого. Затем некоторые ключевые герои «Огнем и мечом» в двух следующих книгах продолжают жить, сражаться и погибать уже на других войнах.

В XX веке в социалистической Польше Гофман снял об этом кино. Интересно, что его фильмы идут в обратном порядке тому, как писались романы. В начале 60-х Гофман экранизировал последний роман, а затем уже в 90-е годы, после распада СССР, — первый роман из трилогии Сенкевича.

Польская школа кино вообще очень примечательна, и там есть на что обратить внимание. К тому же сама история страны дает очень благодатный материал для литературы и кино. ХVII век в Польше — это время, когда носили роскошные костюмы, когда рыцарский дух был на высоте. Всей этой красоты в кинотрилогии Гофмана очень много.

Мне особенно нравится смотреть эти фильмы по порядку — от 60-х годов к 90-м и видеть, как менялось само понимание исторического кино и представление о том, как должна выглядеть история на экране. Например, в первом фильме очень странные костюмы — шляпа, которую носит один из главных героев, явно сделана из картона. Пушки же персонажи таскают чуть ли не под мышкой, ведь они сделаны из папье-маше. Конечно, все это очень условное воспроизведение той эпохи.

Дело в том, что до 60-х годов кино делалось по канонам спектакля. Костюмы напоминали театральные, никто не задавался целью, например, сшить их из ткани, похожей на ту, из которой была сделана одежда в XVII веке. Также никто не делал актрисам прически, идентичные тем, что носили в ту эпоху. Если фильм снят в 60-х, то вне зависимости от изображаемой эпохи, актрисы носят прически именно 60-х. В 70-е годы начинается уже научная работа с историческим материалом.

Такая тенденция характерна не только для польского кинематографа. В фильме Стэнли Кубрика «Барри Линдон» люди не только одеты в костюмы XVIII века — по слухам, некоторые из них и правда сделаны в то время, — но и действие разворачивается под музыку XVIII века и при свечах. То есть даже в вечерних сценах Кубрик очень ограниченно использовал искусственный свет.

Если вернуться к Гофману, то в его втором фильме «Потоп», где главную роль играет прекрасный актер Даниэль Ольбрыхский, режиссер уже более серьезно подходит к исторической достоверности: больше внимания уделяется костюмам. Война же показана как грязь и горе, а не как приключение, в отличие от первого фильма трилогии. Мне такой подход как историку очень импонирует.

Еще я бы рекомендовал посмотреть серию японских фильмов 70-х годов о массажисте-костоправе, который прекрасно владеет искусством фехтования, по имени Дзато́ити. Всего с 1962 по 1989 вышло более 20 фильмов. Роль Дзатоити всегда играл актер Синтаро Кацу.

Я смотрел эти фильмы, когда работал в вузе штатным преподавателем и очень уставал. Напряжение и утомление от работы усиливались еще и тем, что моя дочь тогда еще была еще совсем маленькой. Конечно, ей нужно было уделять очень много внимания. Фильмы о Дзато́ити помогали мне сбросить напряжение.

Если продолжать говорить о японском кинематографе, то конечно стоит посмотреть фильмы Хидео Госи — особенно картину «Убийца». Японскому кинематографу 60-х годов свойственна хитрая игра с сюжетными линиями. Как правило, только к середине фильма зритель понимает, что к чему. И для Госи это тоже характерно, однако в «Убийце» композиция более линейная, в сюжете разобраться легко.

К тому же в японских фильмах отлично сняты боевые сцены, отчасти поэтому я начал их смотреть. Европейское же кино 60-х годов в этом плане мне не так сильно нравится. Дело в том, что европейская традиция сценического фехтования строится на акробатике. Главные герои ловко закрываются от ударов подвернувшейся очень кстати дверью и не забывают во время боя обмениваться остроумными репликами. В детстве я смотрел соревнования по фехтованию и был разочарован. Ведь в фильмах все было совсем иначе, а в реальности бой заканчивался очень быстро. Позднее я осознал, что исторические прототипы для персонажей, сыгранных, например, Жаном Маре, — в отличие от Маре дрались без остроумных диалогов и беганья по лестницам во время боя.

Другое дело японское кино: здесь бой на мечах показан в большем приближении к правде. Вероятно, это связано с тем, что в Японии фехтование — гораздо более распространенный, в отличие от Европы, вид спорта.

Также иногда я люблю смотреть вестерны. В этом жанре мне особенно запомнился фильм под названием «Двое скакали вместе» Джона Форда. Он поначалу кажется легкой историей с ходульными персонажами, но ближе к концу картины понимаешь, что это великое кино.

Напоследок я бы рекомендовал посмотреть сюрреалистический фильм Марка Каро и Жан-Пьера Жене «Город потерянных детей» — он считается классикой стимпанка. Это пугающая, очень жестокая, но все же детская сказка, и поэтому все заканчивается благополучно.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).