будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино культура общество
Июнь 19, 2025
Культура

Что посмотреть: советует культуролог Степан Овчинников

Что посмотреть: советует культуролог Степан Овчинников
000108090023800
Культуролог Степан Овчинников. фото – из личного архива

Каждую неделю мы просим разных людей рассказать о тех фильмах и сериалах, которые они смотрели в последнее время. В этот раз мы поговорили с культурологом Степаном Овчинниковым.

Все фильмы, о которых я расскажу, объединяет два фактора. Во-первых, это кино, которое стало для меня открытием — после него я понял, что, оказывается, можно снимать так, вау. Второе — почти все эти фильмы рассказывают про исторические события, о которых я раньше вообще ничего не знал. Может быть, и читатели ничего не знают про них.

«Германия осенью» Райнера Фассбиндера — это фильм, благодаря которому я узнал про историю «Фракции Красной Армии» (нем. Rote Armee Fraktion — RAF. — Прим. ред.) и вообще про леворадикальное движение в Европе. Если протесты 1960-х годов знакомы большому кругу людей, то радикальные движения, которые последовали за ними, остаются чем-то неизвестным для многих. Эта часть истории никогда не укладывалась у меня в голове, как и FLQ, например (франц. The Front de libération du Québec — Фронт освобождения Квебека. — Прим. ред.).

Левое радикальное движение — важный этап в истории, на который будто бы наложено табу. В школе об этом не рассказывают, в университетах тоже. «Германия осенью» поэтому стала для меня открытием, которое меняет представление об исторических процессах послевоенного мира. 

Фильм снят по горячим следам событий 1970-х годов, когда террористы из «Фракции Красной Армии» похитили и убили бизнесмена Ганса-Мартина Шлейера. Картина вышла в прокат в 1978 году. «Германию» интересно смотреть еще и потому, что это рефлексия событий, которые произошли совсем недавно.

«Леопард» Лукино Висконти снят по мотивам одноименного романа Джузеппе Томази Ди Лампедуза — фильм и книга одинаково хороши.

В школе мы читаем, как собиралась современная Италия, но в голове, как правило, всё путается и мешается. В итоге никто не может объяснить, как вообще Италия стала Италией. Висконти как раз рассказывает про важную веху в истории страны — борьбу сторонников Гарибальди с династией Бурбонов. Для меня это было чуждым и запутанным сюжетом. 

Это не просто фильм о каком-то периоде истории — это большое кино. Такие фильмы снимаются не для конкретного зрителя, а для того, чтобы быть снятыми. В фильме есть сцена, которая длится 44 минуты. Такими приемами «Леопард» влюбляет в себя.

Может быть, «Белорусский вокзал» выбивается из этой подборки, но хочу им поделиться. Это фильм про дружбу и старость, грусть и одиночество, как «Великая Красота» Паоло Соррентино,— хотя Андрею Смирнову было всего 29 лет, когда он его снимал. 

Это кино, которое не ожидаешь увидеть, когда включаешь телевизор. Вроде что-то советское, вроде по телевизору, а тут — совершенно выпадаешь из реального мира. 

С. Крэйг Залер снял всего три фильма как режиссер, но все хорошие: «Костяной томагавк», «Драка в блоке 99», но мой любимый — «Закатать в асфальт». Залер снимает жанровое кино, где всех героев можно назвать плохими.

Фильм затягивает зрителя в свой маленький мир с правилами, которые на первый взгляд понятны. Но Залер не оправдывает ожидания и поворачивает всё так, как захочется ему.

«Закатать в асфальт» не претендует на инновационное высказывание и не пытается прикидываться ничем, кроме просто фильма. Чрезвычайно приятно это осознавать и смотреть такое кино. 

В Третьяковской галерее существует отличная кинопрограмма, которая проходит в инженерном корпусе и иногда — в зале в Новой Третьяковке. Пару лет назад в качестве кинопрограммы выставочного проекта «Ненавсегда» проходили показы узбекского кино. Я сходил на несколько из них, но сейчас хотел бы рассказать о фильме «Седьмая пуля» Али Хамраева. 

Мы живем в мире постоянно продуцируемого контента. И среди этого контента очень мало работ, созданных ради искреннего удовольствия автора от процесса. «Седьмая пуля» — такой фильм. Как «Седьмая печать», только пуля. 

И снова исторический процесс, с которым я плохо знаком, — Гражданская война в Средней Азии. 

На примере «Седьмой пули» можно увидеть, как было устроено кинопроизводство в СССР. Моя двоюродная бабушка работала в «Узбекфильме» и рассказывала легенду, что во время войны в студию привезли оборудование, которое эвакуировали вместе с остальными студиями. И режиссерам внепланово досталась техника, которую они не могли получить в плановом режиме. 

«Седьмая пуля» вышла на экраны в 1973 году, в эпоху застоя. И про это время принято говорить как про что-то темное. Действительно, но до советского кино в это время доходят отголоски «новой волны», которая проявляется по всей стране. Пусть скрытно, пусть отрывисто, но проявляется.

Еще один — Жан-Пьер Мельвиль, наверное мой любимый режиссер еще со школы. Его фильм «Самурай» тоже снят из-за любви к кино. 

«Самурай» поразил меня, когда я понял, что в кино может не происходить ничего, но оторваться от фильма невозможно, твое внимание приковано к нему. Каждая секунда приносит тебе всё больше удовольствия. Кажется, что это то ли ловушка, то ли какой-то трюк режиссера, который тебя гипнотизирует. 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).