Гроза церковников всех мастей, «ротвейлер Дарвина» профессор Ричард Доукинс посетил Соединенные Штаты. Результаты его антикрестового похода (так же, впрочем, как и антиполумесяцового, и любого иного анти-церковного) пока неочевидны. Вряд ли оксфордский дон смог переубедить одну из самых религиозных стран Запада. Впрочем, Доукинс прекрасно понимал, куда едет. Религия (точнее – религии) присутствуют на каждом этапе жизни американца – в школе, на работе, в армии, дома, в суде, на кладбище. Джорджу Бушу, чтобы объяснить вторжение в Ирак, не пришлось особенно напрягать способности своих спичрайтеров – достаточно было сослаться на Волю Божью. Только один (!) из нынешних американских конгрессменов, Пит Старк, рискнул открыто заявить о своем атеизме. Сказать, что ты не веришь в Бога – значит сразу провалить свою политическую карьеру, это в Штатах знают все. В стране, где защита прав любого меньшинства является чуть ли не главной повесткой текущего политического дня, есть только одно меньшинство, чьи права пребывают в относительном забвении – атеисты. В прошлом году университет Миннесоты опубликовал результаты социологического исследования, согласно которому степень недоверия американцев к неверующим значительно выше, чем к таким меньшинствам, как мусульмане, гомосексуалисты и даже только что приехавшие мигранты. И вот в защиту самого обижаемого меньшинства выступил отважный профессор Доукинс. Перед поездкой он заявил: «Права атеистов в США попраны уже давно. Я думаю, сейчас им нужна политическая организация». Именно на съезд организации он и отправился – съезд Атеистического Альянса, который проходил в Кристалл Сити, штат Виргиния. Обратим, между прочим, внимание на символическое название этого места: Хрустальный (или «Кристально Чистый») город в Девственном штате (или, если быть исторически точным, в «штате Девственницы», так как Виргиния получила свое название от имени английской королевы Елизаветы Первой, The Virgin. Английская колония в Новом Свете была названа так по инициативе знаменитого Уолтера Рэли, одного из многочисленных любовников королевы-девственницы). Начиная свой американский поход, Ричард Доукинс не испытывал иллюзий: англичанин, приехавший в Америку проповедовать безбожие, станет объектом не только негодования верующих, но и насмешек газетчиков. Одни называли его Даниилом, отправившимся прямехонько в логово льва, другие – отважным маленьким Давидом, бросившим вызов гиганту Голиафу. Особенно тонкая издевка заключалась в том, что оба сравнения взяты из книги, которую Доукинс столь яростно оспаривает...
Впрочем, профессор прибыл в Америку не с пустыми руками. За два месяца до поездки Доукинс основал движение Out Campaign, что в вялом русском переводе будет что-то вроде «Кампании за выход из подполья». Защитника атеизма сопровождали по Америке сторонники, одетые в майки, с большой красной буквой А на груди. Наконец, главным оружием Доукинса стала, конечно, его слава и колоссальный успех последнего его антирелигиозного сочинения «Иллюзия Бога». Тон у этого борца с опиумом для народов мира совершенно проповеднический, даже пророческий. Да и вообще он похож на чудаковатого героя какого-нибудь романа Честертона. Посудите сами: «Я бы хотел, чтобы дети были свободны от внушения им религии родителей или тех, кто их окружает. Я бы хотел, чтобы каждый был свободен от обязательного представления, что религиозность есть непременное условие достойного поведения и морали. Безусловно, следует остановить любое вмешательство церкви в научные исследования... Безусловно, следует остановить любые попытки навязать идею Божественного Творения системе образования. Но что еще более важно – я бы хотел, чтобы люди радовались в мире, в котором они обрели себя, во вселенной, где они родились, чтобы они получили все преимущества в том маленьком ломтике вечности, который им дарован». Одно непонятно в этом риторическом упражнении профессора: если «ломтик вечности» действительно «дарован» нам, пламенным атеистам, то кем же?
Будто почувствовав угрозу со стороны Ричарда Доукинса и его вырывающихся на Свет Не-Божий подпольных атеистов, служители разных культов принялись крепить ряды. В те самые дни, когда оксфордский профессор расточал цветы красноречия в кристально чистом городе девственного штата, 138 мусульманских теологов и священнослужителей написали открытое письмо сразу всем пастырям всех христианских конфессий мира. Письмо это наделало много шуму, его истолковывали по-разному, свое мнение высказали богословы, историки, политики, журналисты. Большинство сошлось на том, что подобное послание отправлено впервые в истории религий, что умеренная часть мусульман протягивает руку христианам, особенно Папе Римскому Бенедикту XVI, что таким образом самому понтифику дают понять, что прошлогодний инцидент с Регенсбургской речью, столь обидевшей не слышавших и не читавших ее мусульман, исчерпан. И что все идет вполне по сценарию, с одной стороны, Бенедикта XVI, который не раз уже называл ислам своим союзником в противостоянии с современным миром неверия, и, с совершенно другой стороны, по сценарию иранского президента Махмуда Ахмадинеджада, который не раз (и не два) намекал на общие моральные ценности аятолл и христианских консерваторов. Что, в общем-то, подтверждается и таким пассажем из письма: «Как мусульмане, мы говорим христианам, что мы нет против них, и что ислам не против них – до тех пор, пока они не начинают воевать против мусульман из-за их религии, чтобы угнетать их, или чтобы изгнать их из их домов». Религиозный обозреватель «Таймс» Рут Гледхилл тут же отметила, что эта фраза явно отсылает к знаменитому выступлению Джорджа Буша-младшего перед обеими палатами американского Конгресса через девять дней после терактов 11 сентября. Тогда Буш использовал бибейское «Кто не со Мной, тот против Меня», имея в виду вполне очевидные военные и политические цели, альянсы и мезальянсы. И теперь, шесть лет спустя, Буш, печально созерцая результаты своего крестового похода, внезапно получил с той стороны примирительный ответ на ту самую реплику, с которой этот поход и начался.
Более того, ходят слухи, что в ближайшем будущем где-то в Америке, в каком-нибудь университете, будет созвана конференция с участием мировых христианских и мусульманских лидеров. Что же, идея превосходная. Во-первых, захватывающее зрелище: Бенедикт XVI, Алексий Второй, великий муфтий Египта доктор Али Джума, имам мечети Аль-Акса доктор Икрима Саид Сабри, президент Баптистского Всемирного Альянса преподобный Дэвид Коффи и аятолла Аль-Факих Сейед Хусейн Исмаил Ас-Садр из Багдада мирно обсуждают вопросы теологического сближения. Во-вторых, место проведения выбрано исключительно верно: страна религиозная, где атеистов не шибко жалуют (см. выше). В-третьих, христианское и мусульманское духовенство может запросто подружиться – против, скажем, зороастрийцев, индуистов или буддистов. Или против сайентологов. Или против атеистов. Ведь сказано же в послании, что верящие в Христа и верящие в Аллаха составляют больше пятидесяти пяти процентов населения земли. Значит – большинство. Значит, остальные – меньшинство. А из этого меньшинства те, кто никому не поклоняется, тоже меньшинство. Все-таки, для полной политкорректности и соблюдения прав меньшинства, стоило бы позвать на будущий духовный саммит «ротвейлера Дарвина» в майке с красной буквой А на груди и с книгой «Иллюзия Бога» в руках.