будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Культура

Декоративно-прикладное к идеологии

Декоративно-прикладное к идеологии
BehindIronCurtainMain_1
Анатолий Брусиловский. "Без названия". 1987 год. Выставка "За железным занавесом"

Выставка «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в СССР и Польше 1945-1989» - работы из  коллекции польского искусствоведа, основателя «Фонда польского современного искусства» Петра Новицкого, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. Новицкий, впервые приехавший в Россию в 1987 году, застал и понял период, когда еще была жива идея сопротивления советскому тоталитаризму. Именно отношения с системой, судьба художника в государстве, судя по этой выставке, являются особенным интересом Новицкого. Он знаком с Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым, их работы есть в его коллекции и  представлены на выставке. Есть и работы знаменитых польских художников: Катажины Кобро и Владислава Стржеминского, учеников Малевича; представителей «второго авангарда» - Тадеуша Кантора, Йонаша Штерна, Эрны Розенштейн. Но самым важным становится время.

Янина Краупе-Свидерская, "Старый и новый Китай", 1948; Ежи Новосельский, "Маяковский", 1950. Коллекция Петра Новицкого.

Первый зал в основном заполнен произведениями соцреализма. Интересно, что польского соцреализма почти нет – но не потому, что его нет в коллекции Новицкого. Его вообще, можно сказать, не существовало. Польским художникам удалось сразу же после смерти Сталина, на знаменитой выставке 1955 года «Арсенал» раз и навсегда отвоевать свое право делать то, что им хочется. Соцреализма не стало. В СССР подобная попытка, предпринятая на  выставке в Манеже в 1962 году, провалилась. Такую решительную победу поляков в своей статье для каталога объясняет директор Музея декоративно-прикладного искусства: «в Польше традиционно более сильное, чем государство, гражданское общество».

Контрапункт с официальным искусством необходим – без него, глядя на работы нонконформистов, не поймешь, за что, собственно, боролись. Новицкий отмечает, что многие работы советского подполья глубоко вторичны по отношению к европейскому искусству того времени. Искусствовед Михаил Герман писал: «Представим себе, что мы вычеркиваем из истории искусства «конформистов». Сколь же бессмысленно мрачным, полным ненужного раздражения, лишенным корней и логики казалось бы нам свободное искусство андеграунда!» Что говорят нам эти разноцветные кракозябры на холсте сейчас -  когда подобные картинки могут висеть как лучшее украшение офиса капиталиста? Значит ли это, что абстрактное искусство как таковое не имеет само по себе подрывного потенциала?  Пожалуй, не имеет.

Тадуеш Шпунар, "Композиция", 1960; Владимир Янкилевский, "Без названия, 1983". Коллекция Петра Новицкого.

Работа с контекстом в проекте Новицкого – не только в выборе экспонатов, она продолжается в архитектуре экспозиции и в оформлении каталога. Здание музея декоративно-прикладного и народного искусства - старинная русская усадьба со сталинскими интерьерами, оставшимися от времен, когда здесь был Совет министров РСФСР. Хотя Новицкий привез всего одну десятую часть своей огромной коллекции, стен все равно не хватало. Были выстроены оригинальные стенды с прорезями и сложно пересекающимися поверхностями. Мы бы восприняли их как должное на какой-нибудь международной выставке дизайна. Но здесь, на фоне лепнины с колосьями, золоченых решеток с пятиконечными звездами, массивных деревянных дверей с резьбой – эти стенды выглядят как вызов, снова как эстетический прорыв через тоталитарную идеологию.

Выставка "За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в СССР и Польше 1945-1989", Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства.

Прекрасно сделан каталог выставки. Все цветные иллюстрации вклеены в книгу – как делали в сталинские времена. Но тогда это было вынужденно - от несовершенства технологий печати и экономии средств. Здесь это не просто стилизация под советскую старину, но  тонкая смысловая игра. Отклей репродукцию от страницы, вырви из всего блока текстов и других картин – что останется? Еще один намек на важность контекста. Под серой шершавой суперобложкой – красная обложка. Коммунизм, который покрылся пылью. Но пыль можно стряхнуть, идеи - пересмотреть.

Первая иллюстрация в книге - репродукция графического листа Кабакова, вклеенная на кумачовый фронтиспис: голый человек, стоящий под лейкой душа. Вода нарисована так, что сразу видно, что она ледяная, тяжелая. Больше похожа на мешок, который лег тяжелым грузом на плечи герою картинки. Снизу надпись - «Составьте по картинке рассказ». В самом деле, можно ли составить по одной картинке рассказ? Пожалуй, что нет. О невозможности изъятия искусства из истории говорит весь проект Новицкого, глубоко знающего русское искусство, и в то же время способного взглянуть на него беспристрастно, со стороны.

Через дизайнерские прорези одного из стендов с абстракцией польской и русской лукаво смотрит из другого зала Ленин. Это отнюдь не контрапункт с соцреализмом. Лик Ильича нарисован актуальным художником Дмитрием Врубелем, но, надо думать, такое изображение было бы принято на худсовете на ура. Ленин вполне советский, и только этикетка, название «Я-то подожду», имя автора и время создания могут объяснить нам, что работа ироничная, а не среднестатистическая ода вождю.

Стенд с работами Тадеуша Шпунара и Хенрика Стажевского 70-80-хх годов, в прорезь заглядывает Ленин - работа "Я-то подожду" Дмитрия Врубеля 1990 года. Коллекция Петра Новицкого.

Хорошо это или нет, но это данность – большинство произведений современного искусства надо обязательно смотреть, зная биографию художника, что делали до того и что стали делать потом, в какую эпоху он жил. Трудно, но что поделать – ведь из того, что мы уважительно называем «классикой искусства», тоже не так много прорывов в откровения о вечности. Таких абсолютных картин или скульптур, чтобы прямо вышел из леса, увидел и получил просветление – вообще единицы. На несколько сотен шедевров приходятся сотни тысяч старинной заурядной продукции, обслуживавшей интересы заказчиков. Мы ценим заурядный пейзаж или портрет только за то, что он был сделан 400 лет назад. Отчего бы не полюбить то, что художники делают сейчас, не передоверяя оценку потомкам – хотя бы за то, что это свидетельство нашего с вами времени.

Владислав Стржеминский, "Жатва" 1950. Коллекция Петра Новицкого.
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).