Как нам приходилось уже рассказывать, проходил в июне фестиваль современной британской драматургии. Она, видите ли, весьма раскрученный бренд во всех странах. И ее раскруткой во всем мире рьяно занимается Британский Совет, неправительственная некоммерческая организация. Засим приезжал в Москву Ян Риксон, руководитель лондонского "Royal Court", театра-рассадника новой драматургии в Британии (она названа вызывающе «театром, брошенным вам в лицо» - in-yer-face theatre). И вот на своем мастер-классе спросил у аудитории: «а какова судьба новой драмы в России»? Что тут поднялось, то был буквально общий вопль о бедственном существовании ее. И Риксон поспешил успокоить собравщихся: «Вы знаете, у вас в России замечательные драматурги, в Англии они весьма популярны, правда, все они почему-то из города Екатеринбурга…»
Ну, не будем оспаривать сентенцию про «всех», и поговорим о «почему-то». Риксон имел, конечно, в виду и братьев Пресняковых, к ситуации, о которой мы собираемся поведать, отношения не имеющих. А также и Василия Сигарева, Олега Богаева и, наконец, самого их учителя-драматурга Николая Коляду, который многие годы ведет в Екатеринбурге авторский семинар и проводит ежегодный конкурс драматургии. Известно, что он крайне заботлив к своим ученикам, и немало кто из них напечатан и поставлен на отечественных подмостках благодаря его стараниям. Известно, наконец, что он сам ставит своих учеников, да и собственные пьесы в своем же частном «Коляда-театре», минувший театральный сезон которого Коляда назвал «золотым».
В сентябре их премьера, гоголевский «Ревизор», произвела фурор на «Реальном театре», самом старшем по возрасту национальном фестивале, который в Екатеринбурге проводит Олег Лоевский, постоянный и влиятельный эксперт «Золотой Маски». К концу сезона «Ревизор» в постановке Коляды выиграл международный конкурс драматических спектаклей "Золотой конек" в Тюмени. В июне «Коляда-театр» удачно съездил на гастроли в столицу, где показал весь свой репертуар в Центре имени Мейерхольда. 15 июня сего года драматургу был присужден Президентский грант "Акция по поддержке российских театральных инициатив" на проведение драматургического конкурса «Евразия-2006». Наконец, конкурс, на который приехали ведущие столичные критики, благополучно завершился, театр закрыл свой второй сезон. Третий должен был открыться 2 августа.
Да не тут-то было. 14 июля в минувшую пятницу вечером, двери театра были взломаны, окна закрасили краской, выдрали доски на сцене, порвали костюмы. Издевались по полной, даже нарисовали на стенах баллончиками с краской «смайлики». Для того, чтоб проникнуть в помещение, руководителю театра пришлось сломать решетку и окно. При виде вандализма ему и присутствовавшим актерам стало физически дурно. Хотя нельзя сказать, что происшедшее для них было полной неожиданностью, тем более что организаторы погрома находились рядом и не скрывали торжества. Дело в том, что по поводу помещения на центральной для города улице - Ленина, дом 69, театр давно ведет тяжбу с «Молодежным центром поэзии», которым руководит Любовь Макарова.
Г-жа Макарова два года назад, остро нуждаясь в деньгах, сдала часть своего помещения в аренду Николаю Коляде. Он сам, артисты, его ученики и зрители отмыли и уютно обустроили запущенный подвал. Мест в их зрительном зале всего 50, маленькое фойе, крошечный закуток худрука, – но каждый из этих пятисот квадратных метров (для театра смешной метраж!) был буквально отполирован ими. Даже обогревательные трубы включили в продуманный не без изящества дизайн театра. И последняя премьера, «Старая зайчиха», игралась в каморке «Бойлерной», а не на сцене театра.
Далее г-жа Макарова передумала и потребовала освободить помещение из-за «несогласия с их этическими и эстетическими принципами», объявив о своем намерении создания театра «Мы». Можно было бы посочувствовать ей, и поверить в ее аргументы, если бы дело сразу не вылилось в разборки с ОМОНом, ненавистнические выходки, а вскоре уж и попало в суд. В суде же выяснилось, что Макарова не имеет права на субаренду, и с 1 января 2006 года Коляда более не выплатил ей как ранее 80 тысяч рублей арендной платы за полгода. На 23 августа был назначен арбитражный суд по выселению Макаровой, появилась надежда, что помещение закрепят за «Коляда-театром», но… Когда после погрома, еле дождавшись понедельника 17 июля, обе стороны арбитражного процесса явились к судебному прокурору, он ясно дал понять, что помещение по закону принадлежит не театру, а «центру поэзии». После этой встречи на пресс-конференции Николай Коляда в отчаянии заявил о роспуске театра.
И вот опять-таки можно было бы порадоваться за поэтов, да только своими заявлениями никакой симпатии они не вызывают. Всему Екатеринбургу известно, какие священные чувства испытывали артисты и драматург-худрук к своим подмосткам. Так надо быть олухом, чтоб поверить Макаровой и ее адвокату, будто они могли расколошматить их собственными же руками. А представить себе, что господа артисты бросали бы в огонь сборники поэзии? Стали бы мы им сочувствовать после подобного аутодафе? Но не сочинением стихов займется пресловутый «центр», в отобранном подвале Макарова попросту откроет «ночной клуб». Стихи в нем будут исполняться «под гитару», обещает она. То есть, Екатеринбург получит очередной ресторан в престижном районе, сие же немаловажно для посещаемости заведения.
Только будет ли сей ресторан известен во всем мире, и будут ли его завсегдатаи поминаемы знаменитыми гостями на престижных фестивалях? Пусть кто-то и «не согласен с его эстетическими принципами», но театр за короткое время своего существования стал творческой образующей культурной среды города. К Коляде перебежали лучшие актеры драматических театров города Тамара Зимина, Ирина Ермолова, Олег Ягодин. До Екатеринбурга редко долетают столичные звезды, а премьеры этого театра становятся настоящим событием для городской интеллигенции. «Коляда-театр» приглашен на известный театральный фестиваль в Нитру (Словакия), в Дюссельдорф, осенью же были запланированы гастроли в Омск и Новосибирск. Все под угрозой срыва.
Мы все уж осознали, что избежав управления искусством «чиновниками от культуры», которые все мерили под углом идеологии, перешли в руки тех, кто мерит все градусом экономическим. И мы знаем, что Екатеринбург не уникален в этом плане. Музей Кино в Москве уступил свою жилплощадь казино, и в центре города в угоду большому бизнесу сожжен театр «Около» п/р Юрия Погребничко… И все же в интернете ставятся подписи под письмом в защиту театра с обращением к минкульту, губернатору области Эдуарду Росселю и мэру города Аркадию Чернецкому. Особо верится в то, что откликнуться двое последних. Что не «почему-то» Екатеринбург продолжит оставаться драматургическим евразийским центром. Есть же в доме 69 по улице Ленина в той же цокольной его части и другие 500 квадратных метров, неужели их именно у театра отберут? И даже если так, то неужели дадут погибнуть прославленному «Коляда-театру». И ему, поистине ставшему важной достопримечательностью города Екатеринбурга, не найдется помещения в этом городе?