будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 22, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Дети мистера Френкленда

Дети мистера Френкленда
kirill_kobrin_98

«Пребывание в семье и в обществе в качестве ребенка
было слишком кратким и слишком незначительным, 
чтобы нашлось время и причина для его запоминания 
или пробуждения чувств по отношению к этому периоду»
Филипп Арьес

«Я, например, не могу проникнуться той страстью, 
в силу которой мы целуем новорожденных детей, 
еще лишенных душевных или определенных физических качеств, 
которыми они способны были бы внушить нам любовь к себе. 
Я поэтому не особенно любил, чтобы их выхаживали около меня»
Мишель Монтень 

«Современного человека поразят грубые нравы того времени: 
они кажутся нам слишком несовместимыми с нашим представлением 
о детстве и раннем возрасте»
Филипп Арьес

«На днях, точнее, в четверг, у нас завтракал доктор Мортимер. Он производил раскопки кургана в Длинной низине и нашел там череп доисторического человека, что повергло его в неописуемый восторг. Второго такого энтузиаста своего дела, пожалуй, и не сыщешь». Если верить Конан Дойлю, находка Мортимера не произвела особого впечатления на Уотсона, сэра Генри и даже на несомненно образованного убийцу Стэплтона. С момента написания «Собаки Баскервилей» прошло около восьмидесяти лет, и создатели советской киноверсии добавили к этому важному событию в истории антропологии небольшую юридическую деталь: «А я весь в переживаниях. С одной стороны у меня большая радость, я раскопал курган … обнаружил там череп доисторического человека, для меня это большой праздник, а мистер Френкленд, местный сутяга, собирается подать на меня в суд за то, что я разрыл могилу без согласия на то ближайших родственников погребенного… Вот вы смеётесь, сэр Генри, а мне не до смеха, потому что ведь в наших английских законах, при желании, можно найти и такую статью, а мистер Френкленд мастер на такие дела». 

Казалось, сценаристы Игорь Масленников и Юрий Векслер явно переангличанили здесь в своей «игре в англичанство» (как сам Масленников назвал съемки сериала про Холмса и Ватсона), но жизнь, как мы знаем, подло подражает искусству, особенно массовому. Нет-нет, в истории, которая будет рассказана ниже, исков пока нет, но все остальное присутствует: череп, англичане, общественное возмущение и даже родственные чувства.

Британский художник, любитель маринованных в формалине акул, овец, а также драгоценных металлов, драгоценных камней (и просто денег) Дэмьен Херст готовит новую выставку. Пройдет она не в каком-нибудь там отсталом Соединенном Королевстве, не в отстойных Штатах и даже не в лопающихся от нефтедолларов Эмиратах. Нет, местом выбран Гонконг: вроде бы вставший уже давно на дыбы китайский дракон (скупающий -- что немаловажно – современное искусство по всему миру), с другой стороны – бывшая британская колония. Люди говорят по-английски, вежливы, богаты, в меру экзотичны. Кул. Среди экспонатов новой выставки будет произведение под названием «Во имя всего святого!» (For Heaven's Sake; можно перевести без восклицательного знака, или даже вот так: «Ради Бога»). 

Артефакт, стоимость которого галеристы пока не открывают, представляет собой детский череп, отделанный платиной и инкрустированный белыми и розовыми бриллиантами. Последние, в числе более восьми тысяч, были куплены у королевских поставщиков Bentley & Skinner; пока сложно сказать, переплюнет ли цена этих камушков бриллианты, пошедшие на изготовление предыдущего херстовского черепа, только уже взрослого человека, который назывался похоже (что-то типа «Ради Божьей милости», For the Love of God) и стоил пятьдесят миллионов фунтов. Последняя цифра, надо сказать, изрядно возбудила публику; было подсчитано, что это самое дорогое произведение современного искусства – и самый дорогой заказ на драгоценности со времени изготовления последнего набора регалий Британской монархии.

Это очень интересно, волнующе и даже немного скандально – как все, что касается денег, больших денег, очень больших денег, в нашем довольно примитивном и ханжеском мире. Однако шум, который был поднят в последнее время вокруг произведения под названием «Во имя всего святого!», не о бриллиантах белого и розового цвета (надо сказать, набор цветов идеальный для Пэрис Хилтон, предложившей в свое время перекрасить Белый Дом в розовый), он -- о детях и их черепах. Возмутились разнообразные родительские организации; представитель одной из них, Netmums («Сетевые мамаши»), Сэлли Рассел заявила следующее: «Смерть ребенка при любых обстоятельствах просто разрывает сердце, она наносит тяжелый удар по родителям, и боль эта длится долго. 

Мистер Херст проявил подобную  нечуткость  неумышленно, но факт остается фактом – его работа может сильно подействовать на очень многих людей, которых это произведение искусства страшно расстроит». Для справки: в произведении Дэмьена Херста использован череп новорожденного, относящийся к началу XIX  века и являющийся частью купленной им викторианской антропологической (или патологической?) коллекции. Конечно, не череп доисторического человека, выкопанный доктором Мортимером, но коллекцию собрал кто-то из его современников; и как знать, не баловался ли этим Майкрофт Холмс -- или даже сам профессор Мориарти? Так или иначе, родственников несчастного младенца, умершего двести лет назад, мы не знаем, протестов они не заявляли, а расстройство почтеннейшей публики вызывает то обстоятельство, что речь идет о ребенке. Галеристы потирают руки: чем больше шума, тем выше цена. Джуд Тиррел, директор компании, ведущей арт-дела Херста, уговаривает расстроенных сетевых мамаш: «Конечно, это довольно деликатный вопрос, но череп – из старой коллекции, думаю, викторианской, а они были просто помешаны на разного рода причудливых вещицах. Я сама мать, подобные вещи вызывают у меня ощущение диковатое, но … это произведение довольно красиво». 

Сам же Херст, обосновавшийся сейчас в Мехико и уверяющий, что всего лишь подражает макабрическому искусству ацтеков, видит в своем творении не иначе как преодоление мрака смерти прекрасностью бриллиантов: «Бриллианты – это совершенство, чистота, богатство, секс, смерть и бессмертие одновременно. Они – символ всего вечного, но, в то же время, у них имеется темная сторона». Декларации Херста столь же прямы, тупы и эффективны, как и его искусство, – тавтологии, произносимые с большой энергией и в безупречной форме. Собственно, это единственный способ сделать банальность художественным произведением.

Да, но мы забыли о детях и их защитниках. Казалось бы, говорить здесь не о чем. Если лицезрение детского черепа расстраивает родителей, они могут его не лицезреть – точно так же, как и сотни живописных «Избиений младенцев», картинных малюток эпохи Романтизма, ставших жертвами нищеты, холода, голода и болезней, а из списка рекомендованной этим людям литературы следует исключить и Диккенса (воистину душераздирающая сцена смерти юной героини в «Лавке древностей» должна быть запрещена, не так ли?), и «Братьев Карамазовых», и – конечно же! – чуть ли не все сказки Андерсена. «То картины и книжки, а это настоящий череп настоящего ребенка!» -- возразят сетевые мамаши. И вправду. Но тогда следует задаться простым вопросом: чем череп ребенка лучше (хуже) черепа взрослого человека? Возьмем, к примеру, «Ради Божьей милости». На этот артефакт, прозванный критиками «антропоморфным дискотечным зеркальным шаром» и «вульгарным воплощением современного материализма», пошел череп 35-летнего европейца XVIII (или начала XIX) века. А ведь он тоже когда-то жил и тоже был ребенком… Получается, вся его вина лишь в том, что он не вовремя, слишком поздно умер?

Перед нами типичный пример нынешнего ханжеского западного отношения к детям и детству. С одной стороны, детей замуровывают в их возрастной категории, превращая в пленников бело-розового (как херстовские бриллианты) мира,  на  деле созданного крупными производителями одежды, игрушек, фильмов и специальной дебильной химической еды и напитков, разъедающих нежные желудки, неокрепшие зубы и столь же неокрепшие мозги. Детей истово защищают не только от педофилов (что само собой), но и от сложных книг, жестоких фильмов, от замысловатых наук, от всего, что способно оторвать ребенка от приторной жвачки «детского мира». С другой стороны, дети находятся на расстоянии одного компьютерного клика от «страшного мира», от которого их столь рьяно изолируют; не говоря уже о том, что счастливцев окружают гораздо более многочисленные несчастливцы, с младых ногтей знающие (не из телевизора или компьютера) и о нужде, и о наркотиках, и о безнадеге, и, увы, даже о педофилах. Чем чище пытаются дистиллировать современное детство, тем быстрее оно загрязняется, вступая в реакцию с окружающим миром. Мы несомненно живем в удивительное время, когда на место Бога, Капитала, Коммунизма, Нации (а теперь уже и Демократии) поставлено Дитя; и это та самая эпоха, когда всеобщее образование, медицина, все то, что является «парашютом» для отдельной семьи, гниет и разлагается. 

Нынешнее чадолюбие – не проявление невероятно возросшего гуманизма, а тренд. Да, заводить детей модно -- это один из аксессуаров преуспеяния; такой же показатель социального статуса, как дорогая машина, хороший дом, одежда от правильных фирм и отдых в правильных местах. Ребенок в нынешнем буржуазном обществе – всего лишь игрушка; забота о нем напоминает то, как девочки возятся со своими куклами. А какой десятилетней буржуазке захочется лицезреть на выставке (и не где-нибудь, а в Гонконге!) усыпанный бриллиантами череп Барби? 


См. также другие тексты автора:

  • Серьезные глупости
  • Хроники прекрасных селений
  • Эскаписты (Путешественники: Случай третий)
  • Ностальгический модернист (Путешественники: случай второй)
  • Русский Сведенборг (Из цикла «Путешественники». Случай первый)
  •  
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).