Еще десять лет назад на вопрос, какие главные трудности испытывают детские библиотеки, наиболее частым ответом был - отсутствие финансирования. А значит, и невозможность заказать новые книги. Вскоре трудности с финансированием сменила проблема отсутствия юных читателей, которые в эпоху высоких технологий все чаще стали предпочитать телевизор и компьютер книге.
Сегодня оба эти ответа перестали быть актуальными. Библиотеки, как детские, так и взрослые, уже давно приспособились к новым условиям, вписались в разные благотворительные программы и фонды, а заодно предоставили своим читателям перечень платных услуг, за счет которых возможности обновить книжный фонд и заплатить сотрудникам несколько расширились. При многих библиотеках вновь возродились инфраструктуры - студии, кружки, заседания, презентации и чтения.
Согласно данным статистики, предоставленной Научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки, общий процент читающих детей по всей стране остается довольно высоким: 75,5% девочек и 24,5% мальчиков по-прежнему любят читать и называют чтение в числе прочих досуговых увлечений. Однако более 50% опрошенных признаются, что предпочитают все-таки так называемое «легкое» чтение, под которым подразумеваются преимущественно подростковые журналы, заполняющие прилавки газетных киосков. Здесь-то и кроется проблема, ставшая центральной для ежегодного съезда руководителей региональных детских библиотек, который состоялся 6 октября в Российской государственной детской библиотеке: что читают наши дети и есть ли возможность избежать размывания детской культуры?
Последний вопрос, по мнению библиотекарей, становится исключительно актуальным, учитывая доступность в настоящее время для детей всевозможных источников, из которых они черпают зачастую совсем «недетскую» информацию, и абсолютную незащищенность от нее сознания ребенка, в котором еще не выработаны устоявшиеся культурные нормы. Таким образом, именно в построении культурной модели для детей, в защите их прав и, если конкретнее, в обучении критической оценке информации и состоит, по словам библиотекарей, главная задача современных детских библиотек.
Подобные задачи могли бы показаться утопичными, если бы не данные все той же статистики. А статистика говорит о том, что вплоть до настоящего времени в многочисленных регионах совет библиотекаря, наряду с мнением друзей, учителей и родителей, называется детьми в числе четырех главных аргументов в пользу выбора той или иной книги. При этом 62,3% опрошенных, испытывая потребность в чтении, по-прежнему склонны пойти за книгой в ближайшую библиотеку, а не в магазин. Следуя логике, получается, что теоретически библиотека вполне может внести известную лепту в формирование детского мировоззрения, однако библиотекари вынуждены признать, что испытывают трудности в силу существенной разницы между тем, что дети и подростки хотят читать, и тем, что им готова предложить библиотека.
Так что же и как читают дети сегодня? Книги о приключениях и о природе, фэнтези, юмористические книги, а также традиционно предпочитаемые девочками романы о любви, а мальчиками – ужастики. Однако сегодня дети уже не готовы читать классиков прошлого – Кира Булычева, Сергея Михалкова и многих других. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется так называемое сериальное чтение, то есть чтение книг с продолжением, будь то «Гарри Поттер», относительно которого специалисты так и не могут сойтись во мнении о том, стоит ли его рекомендовать детям, или же серия детских детективов. Русская классика, даже если учесть неизменную потребность в ней при подготовке к школьным урокам, составляет лишь 13% от общего количества читаемой литературы.
Есть и лакуна, которую по существу так и не удается заполнить российским издателям детских книг сегодня. Дети хотят читать про себя и следить за приключениями героев своего возраста, которых, естественно, волнуют сходные проблемы и которые могут в идеале стать образцами для подражания. Однако такой литературы, по признаниям библиотекарей, очень мало, а те русскоязычные книги данной тематики, которые появляются, не всегда качественны.
Среди источников получения книг в регионах наиболее популярными являются: сельская, домашняя и школьная библиотеки, а также книгообмен с друзьями. При этом у 17% опрошенных детей нет дома своих книг, а 33% не имеют или же имеют очень мало (до 10 штук) детских книг. Чуть большее количество – 32% - имеют до 30 детских книг дома. В итоге не удивительно, что основным источником получения книг становится библиотека, а одним из критериев выбора – совет непосредственно библиотекаря. Да и облик современных работников библиотек вполне располагает к обсуждению своего выбора. Так, типичный представитель региональной библиотеки сегодня – это энергичная молодая женщина до 45 лет, образ которой еще десять лет назад не имел никакого отношения к представлению о типичном библиотечном работнике – «синем чулке» или же женщине пенсионного возраста.
Что же касается второго вопроса, - есть ли сегодня у библиотек реальная возможность способствовать формированию модели культуры для детей – то здесь библиотекари видят только комплексное решение проблемы. Непосредственные усилия по привлечению детей к правильному чтению - организация всевозможных конкурсов и использование в работе компьютерных технологий с целью создания собственных интернет-ресурсов - необходимо сочетать с мерами, которые должны исходить от государства. Так, наиболее важными в ситуации изменения модели детского чтения и угрозы размывания границ детской культуры представляются регулярные мониторинги детского чтения и финансовая поддержка издания качественной детской литературы, которая затем могла бы пополнить книжный фонд детских библиотек.