будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Культура
Плунгян Надя

Диалектика амбиций

Разговоры о Первой Московской биеннале современного искусства как о главном событии русской культуры-2005 начались уже два года назад. Сейчас, когда до открытия биеннале осталось меньше двух недель, проект обрел более ясные очертания. Выставки будут проходить с конца января и до конца февраля в главных столичных музеях: от Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина до Московского Дома фотографии. На месяц "актуальное искусство" станет лицом всего русского арт-процесса, а Москва приобретет статус Венеции, или в крайнем случае – Сан-Пауло.

Вообще проблема статуса для новой биеннале стоит очень остро. Когда два года назад началось обсуждение проекта, и русские кураторы обменивались опытом с европейскими, никто и не думал скрывать, что русское "актуальное искусство" последних десяти лет на Западе воспринимается примерно также, как опыты стран третьего мира. Сейчас в Москве заговорили о новой российской арт-инфраструктуре, о "крупнейшей сети международных художественных форумов", куда должен войти будущий фестиваль. Это мало соответствует действительности, но когда речь идет о престиже, все средства хороши. Для того, чтобы нарастить вес предстоящего события в Москву уже пригласили знаменитого американского мэтра Билла Виолу, обещал приехать и Илья Кабаков со своей инсталляцией.

Хочется надеяться, что теперь русским художникам для привлечения к себе внимания не придется кусать иностранных арт-критиков за ляжки (как Олег Кулик в Цюрихе) или устраивать перед гостиничными окнами фейерверк из тренировочных штанов (как "Синие Носы" на предыдущих биеннале в Стамбуле и Венеции).

Самое трудное состоит в том, что убедить покупать русское искусство нужно не только иностранцев, но и самих русских. Как справедливо заметил Михаил Швыдкой в одном из интервью, страна, воспитанная на Шилове, от московского биеннале может получить только шок. Точно так же, как и западным галеристам, российскому бизнесу нужно твердо знать: то, во что они вкладывают деньги, имеет международную репутацию, перспективы и главное – твердую позицию по отношению к американскому рынку искусства, потому что ситуацию определяет именно он.

Для этого-то и нужна система биеннале. Как правило, их проводят одни и те же кураторы, приглашают более-менее похожий набор участников, которые, примелькавшись, и создают рынок. Только вот в "актуальной" России таких имен считанные единицы. Значит, каким-то образом их необходимо создать. Как известно, международную репутацию русскому искусству в свое время сделал русский авангард: не случайно иностранные кураторы и на этот раз предлагали выставить в Москве что-нибудь из искусства 20-х годов. От идеи отказались, в итоге избрав другую,  хорошо известную и изредка приносящую неожиданные результаты стратегию: поставили на молодых. В основной проект, вместо скандальных деятелей 90-х, вошли "начинающие" художники всех стран, в том числе и из России. Биеннале проходит раз в два года, и если внушение пройдет удачно, к 2007 году статус России на мировом арт-рынке будет уже другим.

Существенно и то, что Московская Биеннале – это не веселая местная "Арт-Клязьма" на речке, куда стар и млад ехал выпить, поглазеть на арт-штуковины и поучаствовать в перформансах. Не знаю, как художники, но кураторская группа эти глупости явно переросла. Биеннале – серьезное, авторитетное мероприятие, государственное: а государство в России, что ни говори, до сих пор остается и основным монополистом в сфере культуры, и главным заказчиком.

В итоге ситуация складывается несколько юмористическая. Государство в искусство деньги почти не вкладывает, но хочет удобного политического статуса и призывает иностранных кураторов, чтобы те отыскали в России что-нибудь актуальное. Получается, функция куратора – не "производство смыслов", а банальный промоушн. В чем-то это напоминает историю с шестым румынским фестивалем "PERIFERIC"  (проходившим летом 2003 года), который решили сделать международным, для чего и пригласили профессионала, иностранного куратора – шведа Андерса Крюгера. Крюгер, изучив историю Ясс, придумал лозунг фестиваля – "Prophetic corners", и выбрал для проектов два национально самобытных помещения – бывшую турецкую баню и Дворец Культуры. "Prophetic corners", то есть "пророческие закоулки", означает: будущее современного искусства – за периферийными странами.

Россия ничем не хуже Румынии: Московская биеннале называется "Диалектика надежды", а центральная тематическая выставка будет проходить в музее Ленина. Ленин – хоть и кич, но беспроигрышный бренд, а приглашенных иностранных кураторов у нас целых пять, не считая Иосифа Бакштейна. Чего стоят хотя бы Николя Буррио и Роза Мартинес; есть на кого надеяться. Другой основной площадкой станет новая станция метро "Воробьевы Горы" (бывшие "Ленинские"), откуда в день открытия обещают отправить отдельный состав в центр – ближе к Музею архитектуры имени Щусева, в котором будет инсталлирован проект французской звезды Кристиана Болтански.

С внешней стороны биеннале кажется мероприятием вполне коммерческим и рассчитанным на то, чтобы произвести впечатление на Запад. Гораздо неоднозначней она выглядит изнутри, с точки зрения художников и кураторов.

Участник основного проекта в Музее Ленина, Ирина Корина, молодая художница, которая сейчас заканчивает Академию Художеств в Вене, и Оксана Саркисян – автор и куратор спецпроекта биеннале "Квартирные выставки вчера и сегодня", рассказывают о своей работе и взгляде на современную ситуацию в русском искусстве.

 

Ирина Корина, художник: "Магазины дизайна и галереи искусства – вещи одного порядка".

 

Вы учитесь в Вене, как вас воспринимают – как русского художника, или просто как студента?

Скорее - как русского художника, так как я веду себя очень экстравагантно: приезжаю крайне редко, и показываю в основном проекты, которые я делаю в Москве, либо в каких-то других странах, куда я ездила. И общаюсь больше с профессором – показываю ему свое творчество. Жить, как студент, у меня не очень-то получается: я даже окончательно не выучу никак немецкий язык, и поэтому слушаю по-немецки, говорю по-английски.

Что такое для вас участие в биеннале?

В частности, возможность сделать такой дорогостоящий проект. Его бюджет - 7 тысяч евро.

И внимание со стороны Запада?

Видимо, интерес оттуда активизируется – ведь все кураторские мэтры сюда приглашены... Мои друзья венские, например, некоторые мои одноклассники по Академии (они как раз в московской биеннале участвуют), или группа "Желатин" уже все время говорят о ней – это же ближайшее событие, важное для них!

Когда вы только начинали заниматься современным  искусством, Запад был вашим ориентиром?

Наверное. Ведь в основном там и происходит все. Книжки, философия. И не только современное искусство, все же оттуда заимствуется – супермаркеты, например…

Супермаркет - это утилитарная вещь, примета быта. В какой-то степени и актуальное искусство на Западе – примета быта, в том смысле, что воспринимается, как способ вложения денег...

Отличие от России в том, что там это все настолько более отлажено. Когда мы ездили в Варшаву, мы наблюдали, что магазины дизайна и галереи современного искусства, или какие-то офисы при галереях –   вещи совершенно одного порядка! У нас совершенно тут нет никакой системы – все держится на людях, на энтузиазме.

 

Оксана Саркисян, куратор спецпроекта: "Сейчас вообще нет неофициального искусства"

 

Ваш проект связан с почти ушедшей формой – квартирными выставками. Сопоставляя то время, когда они были актуальны, и современность, вы могли бы как-то  охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию?

Вот Евгений Зяблов, главный редактор "АртХроники" правильно говорил, что для страны биеннале – примерно такое же событие, как Формула-1 или Олимпийские игры. Но у нас нет  для этого развитой инфраструктуры современного искусства. Наш истеблишмент весь вышел из андеграунда, и тут происходит такая ломка, многие художники отказываются работать в таких обстоятельствах…

То есть, вам кажется, что существует внутренний протест со стороны художников. Но есть же такие, которые вполне приспособились к новой ситуации?

Да, но это – художники 90-х.

А Пригов, например?

Да, Пригов – художник 70-х, но вот он на эту тему очень интересные соображения высказал в фильме, который я делаю для биеннале. Он говорил про свои книжечки – и "карточки" Рубинштейна, рассчитанные на показ узкому кругу, когда их поочередно рассматривают, передают друг другу. Такие вещи бессмысленно класть под стекло, это "объект-в-себе". И всем сразу показывать нельзя. Когда они выходят в большое пространство – теряются, ненужными становятся.

По-вашему, получается, что формат элитарного искусства, "для своих", сегодня себя исчерпал?

Сейчас вообще нет неофициального искусства. Идеология исчезла, художнику нечему себя противопоставлять. Важно: "Ты художник? Вот картина: сколько стоит?"

А разве раньше подобных ситуаций не возникало?

Да, многие говорят, что существовал черный рынок на квартирных выставках, но это ерунда, потому что это не художественная индустрия. Если ты идешь грибы собирать в лес, это не значит, что ты занимаешься рынком. Рынок – это индустрия, сверхприбыли. Те цены, по которым они тогда это продавали – не просто не рыночные, они ниже рыночных, хотя эти сто долларов казались баснословными, целые сумки денег за эти доллары давали… Ситуация была уникальная: искусство существовало вне рынка, что в принципе нереально вообще во всем мире: даже в галерее всегда присутствует социальный заказ. Там этот заказ был на уровне власти, которой они противостояли.

А экономического заказа – не было?

Произведения искусства оказывались вторичны. А первично было именно общение. Как у Маркса – любая индустрия строится на продукте, а тут дискурс был продуктом, то есть "святое искусство". Разговоры об искусстве и были самим искусством, у московских концептуалистов, например.

А сейчас? Есть продукт, а разговора нет?

Разговоры играют определенную роль – они должны презентовать искусство в журналах, газетах, всяких специзданиях – и это роль второстепенная. Даже текста в каталогах почти нет, а еще в начале 90-х, например, в каталогах XL велась полемика, представлялись три точки зрения...

Сейчас существует искусство вне рынка?

Конечно. Есть некоммерческие галереи. Например, галерея "Франция" – абсолютно нон-профитное место, не связанное с институциями – это детская студия при ЖЭКе, в которой по субботам художник Каллима занимается с детьми.

Но это совершенно по тому же принципу, по советскому! Детская студия!

Или галерея "ОЗ" на Новослободской, Одного Зрителя, у них она находится в туалете. Или квартирный перформанс, "Бикапо", Гарика Виноградова – такой у него стиль жизни прослеживается, со своей историей.. Или "Институт Лившица" – художники, которые собираются у Юры Сальникова в квартире и поют тексты Лившица.

Но все же свой проект, связанный вот с такими, некоммерческими и альтернативными, формами искусства, вы представляете на биеннале. Выходит, он так или иначе совмещается с актуальным искусством, с рынком?

Конечно, я задумывала этот проект как альтернативный. Но в конце концов Бакштейн поддержал его, Заволокин. На самом деле современное искусство достаточно демократично, в этом его сила. Оно все аккумулирует. Так же, как рынок, о котором писал Маркс.

Плунгян Надя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).