26 апреля в Большом театре прошла торжественная церемония вручения премии "Бенуа де ла Данс". Три года назад, после того, как в номинации "Лучшая балерина" награду получила Анастасия Волочкова, репутация премии серьезно пострадала. Результаты конкурса, учрежденного в 1992 году по инициативе хореографа Юрия Григоровича и возглавляемого им до сих пор, мы попросили прокомментировать балетного обозревателя газеты "Время новостей" Анну Гордееву и известного телеведущего Виталия Вульфа.
Анна Гордеева: "Призы в этом году были вручены настолько правильно, что это даже необычно. Всегда и во всех конкурсах Григоровича всегда присутствовала очень четкая пропорция, грубо говоря, дерьма и шоколада - рядом с именами очень значимыми оказываются имена незначимые вовсе, но те, которые близки Григоровичу. А в этот раз все было не так, были явные лидеры, никто из них, правда, не приехал на церемонию награждения.
Конкурс "Бенуа де ла Данс" возник сразу после того, как Григорович ушел из Большого театра. Его позиция выглядела так: "Я раздаю призы, но сам в процессе не участвую". Он приглашает в жюри своих хороших знакомых, действительно, людей с мировым именем. Они предлагают двух номинантов - танцовщика и балерину. Затем они встречаются за день до концерта, отсматривают видео-пленки и решают, кто же лучше. На гала-концерте отнюдь не всегда участвую те, кто награжден. А те, кто награжден, часто танцуют не ту роль, за которую их награждают. Поэтому проверить результаты Бенуа невозможно. Опять-таки, это вопрос доверия. Три года назад, когда приз был вручен Анастасии Волочковой, доверие было поколеблено у всех. С тех пор они стараются быть очень осторожными и все менее и менее спорными.
Победитель в номинации "Лучший танцовщик" - Матье Ганьо - это абсолютная сенсация в балетном мире. Ему двадцать лет, но он уже этуаль театра Парижская опера, то есть, достиг высшей ступени в иерархии театра. Это потрясающий танцор, с великолепной техникой, прыжок которого выглядит так, как будто бы он действительно задерживается в воздухе! И совершенно неудивительно, что в этой номинации выбрали его.
Что касается балерин, то получившие в этом году премии Светлана Захарова - балерина мирового значения, и роль Титании, за которую она номинирована - отлично сделана. Мари- Аньес Жиле, на мой субъективный взгляд, абсолютно "техничка", но она также признанная балерина Опера де Пари и никому не надо доказывать, что эти номинанты справедливо получили призы.
Хореографов было трое - знаменитая американка Триша Браун, в спектаклях которой 60-х годов танцевали на стенах домов, Кристиан Шпук, немецкий хореограф очень локального значения, который делает на базе неоклассики чересчур архаичные спектакли, и третий хореограф - Алексей Ратманский, номинированный за спектакль "Анна Каренина", поставленный для Датского королевского балета. Ясно было, что эти хореографы совершенно разных масштабов. Победа Ратманского - своеобразный жест примирения, поскольку известно, что на протяжении нескольких лет они с Григоровичем заочно обменивались самыми нелестными мнениями друг о друге. В целом же и от гала-концертов, и от премии осталось впечатление, что Бенуа свою репутацию отмыл".
Виталий Вульф: "Конкурс 13-го «Бенуа де ла данс», был, на мой взгляд, слабее, чем предыдущие. Хотя его значение, конечно, велико, потому что дает возможность нам познакомиться с тем, что делается на Западе. Но я не всегда могу соглашаться с теми номерами, которые отбирают, однако в самом конкурсе есть большой смысл. Очень приятно, что он проходит регулярно раз в год, что каждый раз есть какой-то сюрприз, каждый год есть какое-то недовольство, и каждый раз убеждаешься, что именно таково сегодняшнее состояние хореографии.
А концерт звезд прошлых лет на следующий день после вручения премий был сильный. Он подарил встречу с таким замечательным танцовщиком как Владимир Малахов, который танцевал блистательно. Мне очень понравился номер на музыку Вагнера «Прощание Вотана с Брюнгильдой» из балета «Кольцо вокруг кольца» в постановке Мориса Бежара, который танцевала Диана Вишнева и танцевал неизвестный мне прежде Артем Шпилевский из Берлинского театра. Что касается Элизабет Платель, то мне кажется, что ей уже не надо танцевать в «Лебедином озере». Все-таки балет – жестокое искусство. Она была ослепительной балериной, но сегодня ей вряд ли надо танцевать Одетту. И я еще раз убедился, что такой талантливый танцовщик как Цискаридзе должен танцевать то, что сделано с балетмейстерами, а не им самим с педагогами. Поэтому, когда он в «Лебедином» танцует Злого гения, то это блестяще. А когда танцует Принца, то выступает манерность, холод, формальность. Вообще он изменился, стал какой-то заматерелый. Поэтому вышел такой вот солидный Принц. Мне кажется, это ему просто не идет".