На открытии фестиваля «Музыка.doc» показали документальный фильм Маргариты Химено «Gogol Bordello non-stop». Кино про то, как, чем и зачем живет панк-группа, в незапамятные времена созданная веселым украинским фриком вроде бы с цыганскими корнями и до сих пор процветающая. В чем секрет успеха этих придурков?
Откуда вообще взялся Евгений Гудзь можно примерно понять из куска домашнего видео, семья отмечает 1988 год и строит планы свалить в Америку, чтоб ребенок служил в нормальной американской армии. Ребенок в переговорах родни участия не принимает, ему пофиг. Но зато, как приехал в Штаты, сразу начал петь и играть танцевальные песенки на смеси цыганского, английского и русского языков. Вокруг него постепенно намывается группа таких же чокнутых, как и он, некоторых приходится долго вылавливать в музыкальной тусовке, кто-то прибивается сам.
В общем, Гудзь и остальные (Сергей Рябцев, Ори Коплан, Элизабет Сунн, Томас Гобена, Памела Расин, Элиот Фергюсон) в фильме М. Химено рассказывают про то, как все начиналось, и что из этого получилось. А еще – про то, что они чувствуют, чем живут, зачем выходят на сцену, как репетируют, за что любят друг друга. А еще – играют, поют, безумствуют на концертах. Говорят – все это выходит спонтанно, без особых репетиций, как бог на душу положит. Врут, конечно. Цыгане, что с них взять, но и врут, и поют, и пляшут увлеченно и вдохновенно. Охота верить. В смысле – невозможно не верить.
И правы они, похоже, еще когда говорят, что энергии «Gogol Bordello», энергии хаоса трудно противостоять. Трудно быть серьезным и спокойным, когда вокруг – атмосфера веселого безумия, да и зачем?
Они говорят, что свободу нельзя найти, но можно выдумать, у них вот есть, выдумали и пользуются. Свободно выбрали свою судьбу мотаться по миру, никогда не спать два дня в одной гостинице и иногда вообще не спать, потому что иногда приходится сутками быть «грязным клоуном», орать, прыгать и бегать по сцене с напомаженными усами и в красном трико. Ничего страшного, такова судьба – они смеются друг над другом и снова лезут в автобус. Валяют дурака, зовут с собой тетку на ресепшене в гостинице… ломается, дура, а я б поехала.
Скрипач группы, Сергей Рябцев, наверное, не менее харизматичный, чем Гудзь, говорит о том, что цыгане не знают общепринятых рамок и границ. Ну да, у них есть свои собственные, отделяющие их от дома, детей, чистых постелей. «Добро пожаловать в ад! – как будто сказал мне Гудзь, когда я пришел в группу. И я остался», - смеется Рябцев. В общем, «Think Locally, Fuck Globally», бешено играют музыканты в разноцветных тряпках, бесится в угаре толпа.
Ну да, ад. Ад в мечтах грешника, который точно знает, что рай ему не светит.