будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Культура
Золотухин Валерий

Дон Гуана лишили дара речи

Дон Гуана лишили дара речи
dj

Театр «Школа драматического искусства» выпустил свой новый спектакль "Каменный гость, или Дон Жуан мертв" Даргомыжского-Пушкина в обстоятельствах, мягко говоря, неблагоприятных. За несколько дней до премьеры Комитет по культуре г. Москвы, с целью поскорее освободить занимаемое театром здание на Поварской улице, выпустил распоряжение о снятии Анатолия Васильева с должности директора «Школы». Вышло так, что дата, выбранная для начала якобы направленной на «повышение эффективности управления театром» реорганизации, поставила под удар готовящуюся премьеру…

Не благодаря, а вопреки введению "эффективного управления", первыми же шагами скомпроментировавшего себя, "Каменный гость" все-таки был выпущен. Причем, в установленные сроки. И чем непоправимее в последние дни складывалась для «Школы» юридическая ситуация, тем убедительнее новой постановкой театр доказал свою художественную состоятельность. 

Васильев впервые пошел на необычный эксперимент, объединив женские вокальные партии Донны Анны (Людмила Дребнева) и Лауры (Мария Зайкова) из оперы Даргомыжского "Каменный гость" с драматическим текстом «маленькой трагедии» Пушкина, который читают со сцены исполнители мужчины. Их манера произношения стихотворного текста, годами разрабатываемая в «Школе», довольно сильно отличается от традиционной тем, что ударения на каждом слове строки создают впечатление буквально звукового удара, непрекращающегося сражения за ускользающие значения. На этот раз Васильев нашел еще и довольно остроумный ход для того, чтобы доказать работоспособность своего метода, наглядно представив его в развитии. Первая в спектакле сцена «Ужин у Лауры» неблестяще, во многом подражательно, исполнена лаборантами, несколько лет назад набранными режиссером. Во второй – сцене у памятника командору – в роли Дон Гуана появляется Кирилл Гребенщиков, куда более опытный актер, который, кажется, в этом спектакле впервые продемонстрировал не только умелое обращение с общим для актеров театра стилем, но и собственную свободу внутри него. В заключительной же третьей сцене в роли соблазнителя на сцену выходит Игорь Яцко, о котором стоит сказать чуть подробнее. Это единственный актер «Школы», который умеет улыбкой на губах скрыть от зрителей чисто физическое напряжение, сопровождающее произнесение текста. В пушкинских спектаклях театра эта улыбка стала как бы символом преодоления искусственности речи, сообщая строгим, математически выверенным постановкам легкость и праздничность. Моцарт в его исполнении с улыбкой стоял на пороге рая. В нынешнем "Каменном госте" она заменена на резкий и судорожный смех, да и тот звучит лишь однажды - когда в финале, после встречи с командором, Гуан покидает сцену. Вслед за этим начинается второй акт, балетный дивертисмент «Дон Гуан мертв» (по мотивам офортов Гойи), местом действия которого становится ад.

Гуанов ад - это место-перевертыш, в котором теперь уже самому соблазнителю  приходится отбиваться от соблазнов, воплощенных в пушкинском образе очаровательных женских ножек (отобранных, кстати, с большим знанием предмета). Сцены кокетства, проходящие в чуть замедленном темпе, в конце концов, оборачиваются схваткой двух фурий с демоном Дон Гуаном, роль которого исполняет танцор Константин Мишин. Этот изобретательно поставленный балет, идущий по времени ровно столько же, сколько и первая часть, то есть чуть меньше двух часов, производит довольно тягостное впечатление - в первую очередь, из-за отсутствия в нем живой речи. То и дело звучащие чувственные романсы де Фальи становятся здесь чем-то вроде будоражащей Гуана мнимости. По Васильеву, уготованной для него пыткой должно стать само пребывание в пространстве немоты.

Сведение поэтической речи и вокала, помимо попытки «примирить» одно с другим, обретает в спектакле еще один дополнительный смысл: соблазнитель Дон Гуан, прежде всего, сам соблазнен - голосами Донны Анны и Лауры. Голос и, шире, его скрытая действенная сила – вообще одна из главных тем в размышлениях режиссера о театре. По-видимому, она еще и автобиографична для самого Анатолия Васильева,  - наряду с испытываемым презрением к обыденной, «бытовой» интонации, из спектакля в спектакль он возвеличивает живущую по своим собственным законам сценическую речь, настойчиво проводя мысль о ее скрытой власти.

Все это совершенно естественно легло в основу «Каменного гостя», и, пожалуй, впервые в спектакле Васильева выражено с такой ясностью и законченностью. И впервые же обожествленной поэтической речи столь последовательно противопоставлен другой образ - царства беззвучия, в котором голос стал наваждением.

Фото - Наталья Чебан с сайта "Театральный смотритель"

Золотухин Валерий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).