будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура
Шевченко Василий

Дорогу молодым?

Дорогу молодым?
etcsmall
фото: ГЦСИ

Фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» подошел к своему экватору, а значит, уже можно подводить промежуточные итоги. Безусловно, фестиваль в целом удался – но при этом даже в Москве, с ее очевидным недостатком крупных проектов в современном искусстве, фестиваль не стал крупным информационным поводом. Не помогло даже наличие большого количества инфоспонсоров – событием с большой буквы «Стой! Кто идет?» так и не стал, что наводит на ряд не очень приятных мыслей о состоянии современной политической конъюнктуры. Но сначала о главном – об искусстве.

В этом отношении у фестиваля все просто отлично. Несмотря на негласную цель стать «путевкой в жизнь» для молодых авторов, фестиваль свободен от ожидаемого комплекса «молодежного» события, который часто присутствует на мероприятиях с возрастным цензом: все, вроде, как у взрослых, но только похуже. От молодого современного искусства подсознательно ждешь каких-то радикальных протестных форм: приходишь смотреть искусство, а тебе показывают зад через форточку и говорят что ничего другого, мол, не завезли. Куратору «Стой! Кто идет?» Дарье Пыркиной в целом удалось избежать и этой Сциллы, и не попасть к Харибде излишней академичности и школярства. Конечно, идеально выдержать такую линию в формате фестиваля с целым рядом обособленных авторских программ невозможно, но к самой значимой, экспозиционной, части претензии минимальны.

Хотя на фестивале не так много медийных имен, которых в рецензиях принято выделять жирным шрифтом, посмотреть есть на что. В первую очередь, это выставки «Само-образования» и «Поэтом можешь ты не быть», проходящие в здании ГЦСИ. Представленные на них работы не самых известных художников (у некоторых это первая крупная запись в портфолио) – продукт, созвучный времени, и актуальный как по форме, так и по содержанию. А главное, на преобладающие там фотографии и видеоарт приятно и интересно смотреть. Но фестиваль не ограничивается двумя выставками – каждый день проходят различные перформансы, лекции, семинары, кинопоказы и даже концерты, так что имеет смысл следить за программой. Тем более что география фестиваля довольно широка. Помимо ГЦСИ задействованы Московский Музей Современного Искусства, Проект_Фабрика, Арт-Стрелка и ряд других площадок.

Как уже было сказано, смущает одно – проекты такого уровня в России пока редкость, но особого шума по этому поводу не было. Хочется спросить, почему так произошло? Конечно, узнать истинные причины подобного невозможно. Остается анализировать явное, открытое взору простого зрителя. А на поверхности лежит одно – самые удачные проекты фестиваля оказались тесно связаны с левой идеологией. А писать про нее на фоне ставшего крайне аполитичным «большого» российского современного искусства (да и не только его) как-то неудобно. В итоге критик оказывается похож на невидимого респондента из проекта Евгения Фикса «Ленин – почтой». Художник разослал экземпляр книги Ленина «Империализм – высшая стадия капитализма» в подарок библиотекам крупнейший корпораций, и затем выставил ответы, которые ему присылали. Большая часть не отреагировала никак, некоторые вежливо отказались, оставшиеся дежурно поблагодарили. Российские критики оказались в положении последних.

Между тем, работы молодых художников, представленные на фестивале, стали наглядным подтверждением того, что современное искусство в России не просто имеет все перспективы для развития, но может стать полноценной частью интернационального художественного пространства. Там, где поколение 90-х ищет мифический «рынок», а находит его неважную русскую копию, поколение 2000-х уже действует в глобализованном мире, где рынок стал объектом критического анализа, а не вожделения. Но если не переходить к этому пространству, то можно так навсегда и остаться у ворот мирового художественного рынка, продавая друг другу один и тот же тухнущий продукт все дороже и искренне радуясь мифическому повышению цены отечественного искусства.

Шевченко Василий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).