будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Культура

Дожить до уик-энда

Ирина Смолко, психолог по образованию, работала в управленческом консалтинге, была владелицей и менеджером  исследовательско-консультационной фирмы в Санкт-Петербурге, среди ее клиентов были такие знаменитые бизнесмены как Каха Бендукидзе. И вдруг она оставляет все, уезжает учиться во ВГИК на продюсера, а закончив, с нуля начинает продюсерскую деятельность. Прагматика культуры - ее поле деятельности. О выборе, мотивах этого выбора и идеологии продюсерского дела  с Ириной Смолко побеседовала Елена Яковлева.

- Почему Вас  заинтересовало кино?

- Кино меня интересовало давно, после окончания факультета психологии Петербургского университета, я поехала в Москву все разузнать про высшие режиссерские курсы.  Но продюсеров в то время не было, были экономисты, которые потом становились директорами картин. Должность, конечно, активная, как и все в кино, но предназначенная для организации и  контроля и ни с какими решениями не связанная. Спустя какое-то время я переехала на работу в московский офис, и у меня появилось время  поинтересоваться этим еще раз  во ВГИКе. Мне предложили индивидуальную программу, подобрали интересные лекции и мастер-классы, и я себе сказала: а почему бы и нет. Я тогда еще ни о чем серьезном не думала. Хотя нет, я всегда думала о фильме о трех князьях. Было такое ощущение на уровне интуиции, что я его рано или поздно сниму.

- Что за фильм  о трех князьях?

- Однажды, лет 15 назад, случайно попав на лекцию историка Дмитрия Мачинского, читавшего их в стиле Льва Гумилева, я услышала  сюжет, о трех князьях, который меня зацепил. Когда  я сделаю этот фильм, наверное, все решат, что тема конъюнктурная "Восток - Запад - Россия - выбор", но когда я об этом подумала первый раз,  мир был совсем другой.

- А разве идея – дело продюсера?

- Для многих в России сегодня продюсер - это прежде всего человек с мешком денег, что, конечно неправильно.  Российские продюсеры, по-моему, еще  не привыкли к тому, что они отвечают за все, начиная с идеи и заканчивая успехом картины у зрителя. Поэтому вариант, когда идею предлагает продюсер, сейчас очень редок. Как правило,  все-таки они рождаются в головах режиссеров и сценаристов.

- Почему идея кино должна рождаться в голове продюсера?

- Потому что он думает о зрителе. Для российского кино это пока большая проблема. У нас стоит  сказать "А вот зритель…", как над тобою сразу начинают иронизировать "Ну ты опять о деньгах". Но ставить в кино знак равенства  в формуле "зритель- деньги" мне кажется глупым, как в любом бизнесе. Мое отношение к деньгам такое: был  бы проект - деньги приложатся. С хорошим проектом проще найти того, кто вложит средства,  рассчитать интерес, и следовательно окупаемость.
Мне кажется, для киносообщества  сейчас очень важно поменять идеологию продюсерского дела. Все, начиная от студентов и кончая маститыми продюсерами должны перестать стесняться говорить, что для них на первом месте стоит зритель. Зритель всегда должен стоять на первом месте. Я верю в то, что практически каждый человек способен оценить сложный, но интересный продукт. Вопрос в том, как его сделать интересным. И именно поэтому фигура продюсера, должна стать ключевой в современном кинопроцессе. Для меня продюсер - это человек, который думает о зрителе.

- Что это за работа такая "думать о зрителе"?

- Думать о зрителе значит представлять себе, кто он, что его волнует, что заставляет работать его фантазию, воображение, чувства. И при этом чувствовать социальную конъюнктуру. Это словосочетание может вызвать массу кривых и недовольных улыбок в профессиональной среде, но  восприятие человека такой же социум, как тот, в котором мы  живем. Если в психических процессах что-то меняется, и человек к перемене привыкает, то это нельзя не учитывать, как любую другую конъюнктуру.

-  Можете привести примеры, как продюсеры поймали или нашли идею?

- У Дмитрия Лесневского ходил по коридорам студии  режиссер, про которого он знал, что тот может сделать что-то более талантливое по сравнению с тем, что делает. А однажды ему принесли сценарий, в котором,  он, отец двух сыновей, выросший в «женском обществе», увидел особенное зерно. Выбрал идею, сценарий, режиссера, принял решение – получилось «Возвращение». Сергею Члиянцу принесли сценарий с темой и сюжетом, по которым он почувствовал, что можно сделать хороший фильм,  и совсем молодых режиссера и сценариста запустил в проект  – получился весьма успешный "Бумер". На мой взгляд с продюсерами легко найти повод пообщаться, если тебе есть что предложить.  И эта проблема не специфична для России, во всем мире все ищут идеи. Я пошла в продюсеры, потому что знаю, что  « идеи важнее денег»


- Вы что-то запустили из своих проектов?

- Первый проект - сайт с кинорецензиями, фотогалереей. В Интернете аудитория не меньше киношной, а если учесть, что мультимедийная технология будет развиваться, и в принципе настанет время, когда кино можно будет смотреть в Интернете, не покупая кассеты, а открывая сайты и нажимая кнопки, то сайт в Интернете это долгосрочный проект. Второй проект - мультик в виде сериала, который я поместила пока на сайте, но сделав, хочу продать на телевидение. Третий проект крупно-бюджетный - фильм. Идея предложена мной, сценариста я подбирала довольно долго, пока не подобрала того, кем довольна. Уже год пишется сценарий, и я считаю, что это мало, потому что  он должен быть качественным. Мы стремимся к тому чтобы это была - совсем по Хичкоку - "невероятная, драматичная, человечная история". Четвертый проект  - сериал о герое нашего времени, который я хочу предложить для телевидения, герой будет путешественником, искателем приключений.


- А где вы найдете на все это деньги?

-  Если у кого-нибудь из наших продюсеров спросить, где вы берете деньги и, главное - как, никогда не получишь ответа - ни прямого, ни косвенного. Я на  мастер-классах во ВГИКе постоянно его задавала первым лицам кинокомпаний, подчеркивая, не надо мне никаких секретов,  скажите одну схему. Единственная схема, о которой можно было услышать,  как брать деньги у государства (их, кстати, никто никогда не отдавал). Поэтому ее пришлось делать с нуля.


- Это реально, привлечь деньги под кино?

- Во-первых, должна быть прозрачность, хотя это  очень сложно сейчас в кино. Во-вторых, нужно гарантировать отдачу. В-третьих, сама структура сделки должна быть понятной для профессиональных инвесторов. Это должен быть не простой договор, где ты пишешь: если прибыль будет, то, может быть, часть ее я вам верну.


- Правда, что при составлении этой схемы Вас консультировал бывший клиент, который сейчас является министром сопредельного государства.

- В любом новом деле хорошо спрашивать совета у тех людей, которые является в нем  первым.  В кино я не нашла у кого спросить, а в той сфере, в которой я до этого работала для меня авторитетом был Каха Бендукидзе, его я и спросила. Он мне предложил как раз ту схему, которую, я считаю, можно будет реализовать.


- Как развивается рынок культуры, что там происходит?

-  Я считаю, что в кино сейчас все, как в промышленности лет 10 лет назад. Правда, темп перемен и развития значительно выше. Там надо было старые заводы перестраивать, а здесь не так уж  много старого, пара-тройка киностудий. К тому же фильм не студия, а проект, под который  заново собираются люди, всякий раз новая команда. Проекты растут в разы - и количество  фильмов и их стоимость. Если в 2003 году можно было снять фильм за 400 тысяч долларов, и он на рынке выглядел вполне достойно, то сегодня стоимость проекта порядка 1,5 миллионов. В продюсирование приходят новые люди из бизнеса, это уже тенденция.
Появилась также тенденция завышать доходы, как и  в мировом  кинематографе. Завышение доходов повышает интерес – и зрителя, и дистрибьютеров, и тех, кто предъявляет фильмы на конкурсы и фестивали. И зритель пошел. Наверное формула " хлеба и зрелищ"  все-таки верна. Сейчас люди не голодные, нужны зрелища.


-  Рынок кино  отличается от обычных товарных рынков или все то же самое?

- Прямая зависимость от мнения конечного потребителя чувствуется здесь очень живо и остро. В интервью знаменитых   голливудских продюсеров  подчеркивается: кино - огромный риск, угадать, что будет пользоваться успехом у зрителя практически невозможно. Зритель голосует ногами  – либо идет в кино, либо нет. Существует масса ухищрений заставить его пойти на первый показ, но дальше наступает момент истины. Полно голливудских примеров, когда большой  рекламы  хватает  только на первый уик-энд, и  все. А бывает наоборот, вложили не так много, а зритель пошел.

- Так как же угадать, что выберет зритель?

-  Мне кажется, формула Хичкока - невероятно, драматично, человечно - очень точная. 

-  Что вы хотите сделать в кино?

- Мне хочется делать вещи, рассчитанные на успех вне времени. Не фильм как одноразовый продукт – пошли-посмотрели-забыли –  а проекты, которые будут  существуют долго. В принципе - вечно.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).