Ирина Смолко, психолог по образованию, работала в управленческом консалтинге, была владелицей и менеджером исследовательско-консультационной фирмы в Санкт-Петербурге, среди ее клиентов были такие знаменитые бизнесмены как Каха Бендукидзе. И вдруг она оставляет все, уезжает учиться во ВГИК на продюсера, а закончив, с нуля начинает продюсерскую деятельность. Прагматика культуры - ее поле деятельности. О выборе, мотивах этого выбора и идеологии продюсерского дела с Ириной Смолко побеседовала Елена Яковлева.
- Почему Вас заинтересовало кино?
- Кино меня интересовало давно, после окончания факультета психологии Петербургского университета, я поехала в Москву все разузнать про высшие режиссерские курсы. Но продюсеров в то время не было, были экономисты, которые потом становились директорами картин. Должность, конечно, активная, как и все в кино, но предназначенная для организации и контроля и ни с какими решениями не связанная. Спустя какое-то время я переехала на работу в московский офис, и у меня появилось время поинтересоваться этим еще раз во ВГИКе. Мне предложили индивидуальную программу, подобрали интересные лекции и мастер-классы, и я себе сказала: а почему бы и нет. Я тогда еще ни о чем серьезном не думала. Хотя нет, я всегда думала о фильме о трех князьях. Было такое ощущение на уровне интуиции, что я его рано или поздно сниму.
- Что за фильм о трех князьях?
- Однажды, лет 15 назад, случайно попав на лекцию историка Дмитрия Мачинского, читавшего их в стиле Льва Гумилева, я услышала сюжет, о трех князьях, который меня зацепил. Когда я сделаю этот фильм, наверное, все решат, что тема конъюнктурная "Восток - Запад - Россия - выбор", но когда я об этом подумала первый раз, мир был совсем другой.
- А разве идея – дело продюсера?
- Для многих в России сегодня продюсер - это прежде всего человек с мешком денег, что, конечно неправильно. Российские продюсеры, по-моему, еще не привыкли к тому, что они отвечают за все, начиная с идеи и заканчивая успехом картины у зрителя. Поэтому вариант, когда идею предлагает продюсер, сейчас очень редок. Как правило, все-таки они рождаются в головах режиссеров и сценаристов.- Почему идея кино должна рождаться в голове продюсера?
- Потому что он думает о зрителе. Для российского кино это пока большая проблема. У нас стоит сказать "А вот зритель…", как над тобою сразу начинают иронизировать "Ну ты опять о деньгах". Но ставить в кино знак равенства в формуле "зритель- деньги" мне кажется глупым, как в любом бизнесе. Мое отношение к деньгам такое: был бы проект - деньги приложатся. С хорошим проектом проще найти того, кто вложит средства, рассчитать интерес, и следовательно окупаемость.
Мне кажется, для киносообщества сейчас очень важно поменять идеологию продюсерского дела. Все, начиная от студентов и кончая маститыми продюсерами должны перестать стесняться говорить, что для них на первом месте стоит зритель. Зритель всегда должен стоять на первом месте. Я верю в то, что практически каждый человек способен оценить сложный, но интересный продукт. Вопрос в том, как его сделать интересным. И именно поэтому фигура продюсера, должна стать ключевой в современном кинопроцессе. Для меня продюсер - это человек, который думает о зрителе.
- Что это за работа такая "думать о зрителе"?
- Думать о зрителе значит представлять себе, кто он, что его волнует, что заставляет работать его фантазию, воображение, чувства. И при этом чувствовать социальную конъюнктуру. Это словосочетание может вызвать массу кривых и недовольных улыбок в профессиональной среде, но восприятие человека такой же социум, как тот, в котором мы живем. Если в психических процессах что-то меняется, и человек к перемене привыкает, то это нельзя не учитывать, как любую другую конъюнктуру.
- Можете привести примеры, как продюсеры поймали или нашли идею?
- У Дмитрия Лесневского ходил по коридорам студии режиссер, про которого он знал, что тот может сделать что-то более талантливое по сравнению с тем, что делает. А однажды ему принесли сценарий, в котором, он, отец двух сыновей, выросший в «женском обществе», увидел особенное зерно. Выбрал идею, сценарий, режиссера, принял решение – получилось «Возвращение». Сергею Члиянцу принесли сценарий с темой и сюжетом, по которым он почувствовал, что можно сделать хороший фильм, и совсем молодых режиссера и сценариста запустил в проект – получился весьма успешный "Бумер". На мой взгляд с продюсерами легко найти повод пообщаться, если тебе есть что предложить. И эта проблема не специфична для России, во всем мире все ищут идеи. Я пошла в продюсеры, потому что знаю, что « идеи важнее денег»
- Вы что-то запустили из своих проектов?
- Первый проект - сайт с кинорецензиями, фотогалереей. В Интернете аудитория не меньше киношной, а если учесть, что мультимедийная технология будет развиваться, и в принципе настанет время, когда кино можно будет смотреть в Интернете, не покупая кассеты, а открывая сайты и нажимая кнопки, то сайт в Интернете это долгосрочный проект. Второй проект - мультик в виде сериала, который я поместила пока на сайте, но сделав, хочу продать на телевидение. Третий проект крупно-бюджетный - фильм. Идея предложена мной, сценариста я подбирала довольно долго, пока не подобрала того, кем довольна. Уже год пишется сценарий, и я считаю, что это мало, потому что он должен быть качественным. Мы стремимся к тому чтобы это была - совсем по Хичкоку - "невероятная, драматичная, человечная история". Четвертый проект - сериал о герое нашего времени, который я хочу предложить для телевидения, герой будет путешественником, искателем приключений.
- А где вы найдете на все это деньги?
- Если у кого-нибудь из наших продюсеров спросить, где вы берете деньги и, главное - как, никогда не получишь ответа - ни прямого, ни косвенного. Я на мастер-классах во ВГИКе постоянно его задавала первым лицам кинокомпаний, подчеркивая, не надо мне никаких секретов, скажите одну схему. Единственная схема, о которой можно было услышать, как брать деньги у государства (их, кстати, никто никогда не отдавал). Поэтому ее пришлось делать с нуля.
- Это реально, привлечь деньги под кино?
- Во-первых, должна быть прозрачность, хотя это очень сложно сейчас в кино. Во-вторых, нужно гарантировать отдачу. В-третьих, сама структура сделки должна быть понятной для профессиональных инвесторов. Это должен быть не простой договор, где ты пишешь: если прибыль будет, то, может быть, часть ее я вам верну.
- Правда, что при составлении этой схемы Вас консультировал бывший клиент, который сейчас является министром сопредельного государства.
- В любом новом деле хорошо спрашивать совета у тех людей, которые является в нем первым. В кино я не нашла у кого спросить, а в той сфере, в которой я до этого работала для меня авторитетом был Каха Бендукидзе, его я и спросила. Он мне предложил как раз ту схему, которую, я считаю, можно будет реализовать.
- Как развивается рынок культуры, что там происходит?
- Я считаю, что в кино сейчас все, как в промышленности лет 10 лет назад. Правда, темп перемен и развития значительно выше. Там надо было старые заводы перестраивать, а здесь не так уж много старого, пара-тройка киностудий. К тому же фильм не студия, а проект, под который заново собираются люди, всякий раз новая команда. Проекты растут в разы - и количество фильмов и их стоимость. Если в 2003 году можно было снять фильм за 400 тысяч долларов, и он на рынке выглядел вполне достойно, то сегодня стоимость проекта порядка 1,5 миллионов. В продюсирование приходят новые люди из бизнеса, это уже тенденция.
Появилась также тенденция завышать доходы, как и в мировом кинематографе. Завышение доходов повышает интерес – и зрителя, и дистрибьютеров, и тех, кто предъявляет фильмы на конкурсы и фестивали. И зритель пошел. Наверное формула " хлеба и зрелищ" все-таки верна. Сейчас люди не голодные, нужны зрелища.
- Рынок кино отличается от обычных товарных рынков или все то же самое?
- Прямая зависимость от мнения конечного потребителя чувствуется здесь очень живо и остро. В интервью знаменитых голливудских продюсеров подчеркивается: кино - огромный риск, угадать, что будет пользоваться успехом у зрителя практически невозможно. Зритель голосует ногами – либо идет в кино, либо нет. Существует масса ухищрений заставить его пойти на первый показ, но дальше наступает момент истины. Полно голливудских примеров, когда большой рекламы хватает только на первый уик-энд, и все. А бывает наоборот, вложили не так много, а зритель пошел.
- Так как же угадать, что выберет зритель?
- Мне кажется, формула Хичкока - невероятно, драматично, человечно - очень точная.
- Что вы хотите сделать в кино?
- Мне хочется делать вещи, рассчитанные на успех вне времени. Не фильм как одноразовый продукт – пошли-посмотрели-забыли – а проекты, которые будут существуют долго. В принципе - вечно.