будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июнь 13, 2025
Культура

Два уровня, три финала, 100 марок и несколько примеров

Об уровне добродушия

Наши культурные люди обычно начинают оценочное суждение так: "фильм режиссера N – хороший...". На этом первая часть предложения заканчивается, и ты по ритму знаешь, что сейчас последует «но» и дальше высказанное в первой части одобрение будет уменьшено примерно до нуля.

Например: "фильм режиссера N – хороший, но не великолепный (не удивляет, режиссер повторяется и т.п.)".

Культурный человек не любит, когда что-то или кого-то хвалят без вот этого «но». Он начинает нервничать неосознанно, если его лишить возможности маневра. Таким образом, можно достичь баланса (нуля) в одно касание (в одно высказывание). Однако наши люди, как правило, все-таки добродушны, поэтому вторая, уничижительная, часть высказывания обычно не выходит за рамки нуля, не загоняет оценку в минус.

Такова бытовая практика автоматической коммуникации. Исключение составляют случаи, когда кто-то умышленно хочет обругать. Как в воспоминаниях Евгения Шварца о Корнее Чуковском:

«Во время съезда писателей, узнав, что Маршак присутствовал на приеме, куда Чуковский зван не был, этот последний нанес счастливцу удар по своей любимой системе.
-Да, да, да! – пропел Чуковский ласковою – Я слышал, Самуил Яковлевич, что вы были на вчерашнем приеме, и так радовался за вас, вы так этого добивались!

или
там же

«Встретив в трамвае Хармса, Корней Иванович спросил его громко, на весь вагон:
- Вы читали " Мистера Твистера"?
- Нет, - ответил Хармс осторожно.
- Прочтите! - возопил Корней Иванович. - Прочтите. Это такое мастерство, при котором и таланта не надо. А есть куски, где ни мастерства, ни таланта:
"Сверху над вами индус, снизу под вами зулус" - и все-таки замечательно!

или
в главе «Что пишут в газетах» (ниже)

Это длинное предисловие я написал для того, чтобы дальше написать нормальную равновесную фразу примерно так:

Я на Московском кинофестивале посмотрел двадцать фильмов и все они были хорошие, кроме одного из конкурса «Перспективы», правда, этот вот один, он, по-настоящему, плохой.

По-моему, получилось высказаться, как у настоящих добродушных культурных людей. Тем более, российские кинокритики и киноведы, как раз дали этому вот очень плохому фильму свой приз. Чем, опять же, все уравновесили. И я бы, эхма!, с ними б даже согласился условно, если б конкурс «Перспективы» переименовали, а то, как-то обидно за наше кино – если у него могут быть такие перспективы.

О композиции

Когда смотришь фильмы разного уровня навалом, как это и бывает на фестивалях – я часто думаю вот о чем. У всех игровых фильмов (кроме «потоков сознания») – как правило – три типа финала – «герой достиг счастья», «герой погиб» и «герой идет по дороге». Если фильм талантливый, то и в этих традиционных финалах – ничего не жмет, даже когда понимаешь производственную кухню. Например, в «Джонни Д» - погибает герой не кого-нибудь, а Джонни Деппа, что уже сами понимаете, да еще от выстрелов в спину. И после этого, вдобавок, убийца отправляется в тюрьму, чтобы рассказать девушке трагически погибшего трогательное стихотворение, которое шептали губы героя перед смертью. И стихи вполне приличные - не там - снизу под вами зулус,
а
"для Билли моей
не поет соловей
".
По-моему, так.

Про гениев нечего и говорить – они ряды не образовывают, а средний уровень – он на то и средний уровень, чтобы создавать некоторую норму… и т.п. Так вот с финалами, конечно, у «просто хороших» фильмов – труба. Заметно, например, что автора на этом вот фильме не очень-то перло, но он мастеровито и старательно прядет и вышивает, ты следишь за этим не без удовольствия, но вот доходит до финала – и лучше бы финала вообще не было. Это мне кажется из главных недостатков, того, что Тарас Попов называет «прямоходящей драматургией». Художник и его опекуны направляют работу (говорим о финале) в сторону заботы о потребителях («надо думать о зрителях», «кому это нужно» и т.п.) и получается механический финал, в который ничего живого не вкладывают, а вкладывают условно-маркетинговое понимание (или антимаркетинговое  - «фестивальное» – что тоже самое)возможных пожеланий условных потребителей. Хотелось бы как-то радикально со всем этим поступить – например, снимать фильмы и писать книги без финала вообще, наложить на авторов такое ограничение, они через него пройдут и станут, наконец, вести себя прилично.

Это предложение - не шутка, не «ирония». Я почти уверен, что на какое-то время это было бы плодоносно.Мне кажется, что как-то это уже даже неизбежно и чувствуется в воздухе. В «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой (которая и талант и гений и ей по фигу средние уровни) – там путешествие детей показано вдоль -  как «Одиссея» - это тоже традиционно, но честней, и важные актеры, которые вдруг возникают на пути у детей, зетем исчезают, чтобы больше не появиться (хотя "зритель ждет"), а финал получается не «главный герой погиб», хотя мальчик погибает, а «путешествие заканчивается».

Кстати, перевести киновысказывание Киры Муратовой (которое  этом фильме есть) – на язык «как нам обустроить нашу Родину», «давайте поговорим об этом» так никто и не смог. Одни попытки делают, но  - ы… ы…, другие обвиняют в мизантропии. Это вот такая мера таланта и его, что ли, удел. Кинокритики, например, её не слышат, потому что у неё -  «высокий стиль», а они думают, что она гонит чернуху. Всего и делов-то.

Это интересно

Разговоры в фойе кинотеатра «Художественный»:
- Вчера мы смотрели фильм про Брамса и Шумана!
- Они что? Были гомосеки?
- Нет, дело не в этом! Оказывается, Брамс был намного моложе Шумана и любил его жену Клару!
- Ничего себе! Так живешь всю жизнь и не знаешь!

Это о фильме "Клара" ("Geliebte Klara", 2008) режиссера Хельмы Сандерс-Брамс, внучки того самого Брамса, о котором мы сейчас столько узнали! А Клара Вик, его возлюбленная, но чужая жена, кстати, была раньше изображена на купюре в 100 немецких марок. Хочется, конечно, в этом месте сказать - увековечена, но увы - даже деньгам приходит конец. Вообще-то раньше европейские деньги были не в пример красивее.

100 дойчмарок, Клара Вик

100 дойчмарок, Клара Вик

Что пишут газеты

У нас в редакции «Полит.ру» есть клуб любителей языка газеты «Жизнь». В него входят Сергей Мартынов и я (апдейт - и еще, конечно, Андрей Левкин), и пока прием открыт. В статье этой газеты о вечеринке на ММКФ был прекрасный кусок.

«- Они снова вместе, - шептались вокруг, но Волочкова только загадочно улыбалась, потрясывая тонкой косичкой в толстой резинке за 15 рублей». 

Некоторые говорят, что как у Киры Муратовой в жизни не бывает

Разговоры в кинотеатре «Художественный»:
- Гриша! Я звоню тебе с городского, потому что мобильный ты не берешь!
- Почему не беру?
- Что ты говоришь? Ты понимаешь, что ты говоришь? Как почему не берешь? Это я должна тебя спросить, почему не берешь! Я звоню тебе с городского, потому что мобильный ты не берешь! А ты вместо того, чтобы ответить по мобильному, его не берешь!

  • Смотри про ММКФ на КиноИнформ
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).