Празднование 300-летия усадьбы “Влахернское-Кузьминки” проходит с размахом и помпой. Здесь отдых дорогих москвичей и гостей столицы разнообразен и насыщен – от дворянских игр в крокет и крестьянских качелей до легкоатлетической эстафеты, от музея старинных экипажей до буфета на плоту, а еще конкурс кулинарии XIX века, огромный фестиваль цветов и ландшафтов, музыкальные “Дворянские сезоны”, фестиваль народного творчества, продажа гжели и хохломы. Количество посетителей, по замыслу, должно зашкалить.
Настойчивая реставрация обломков дворянского быта проходит под патронажем правительства Москвы и ее административных округов, особенно Юго-Восточного. Привлеченное внимание позволяет высказаться о музейных проблемах – нехватке 1,5 млрд рублей на полное восстановление; агрессии Ветеринарной академии, живущей в усадьбе с советских времен; поделиться мечтами о тотальной музеефикации московской истории – от петровских реформ до ракетостроения. "Основная наша цель, – говорит директор музея истории Москвы, – возродить масштаб праздников XIX века, в которых принимали участие императорские особы". И тут же: в этом году открывать празднование приедет сам Юрий Михайлович Лужков.
Наверное, массовые гуляния – событие позитивное. Для полноценно прожитого выходного дня надо, вроде бы, выйти на улицу, где такая же праздная публика уже отоварилась воздушными шарами и сладкой ватой. Исторический контекст добавляет этому процессу дополнительный шарм. Проблема только в том, что сегодняшние музейные опыты катастрофически скучны. Они ориентированы на малопонятную ценность музейного экспоната, роль которого, от греха, играет копия уникальной вещи, положенная в витрину с биркой и инвентарным номером. Похоже, в этом и заключается трагическая философия музейного дела: в целях материальной безопасности предмета его нельзя использовать, но только при использовании может сохраниться его актуальный смысл.
Кузьминки, говорят, пошли от названия праздников в честь покровителей скота Косьмы и Дамиана, так что ветеринарное заведение имеет не меньше исторических прав на кузьминскую территорию, чем усадебный музей. Но такая наследственность если исторически и справедлива, то социально – бесполезна. То ли дело дворяне, близкие императорским особам и государственной истории, умеющие развлекаться богато и красиво.
Помнится, в древней стратегической игре “Цезарь” для развития квартала необходимо было сначала организовать водоснабжение и торговлю, после чего разбить парки и построить Колизей. Эстетика современного городского досуга вряд ли соответствует дворянскому эксклюзиву вечеров классической музыки и прогулок в конных экипажах. Но герой нового времени ЮВАО переплюнул и авторов “Цезаря”, и самих дворян – усадебная история, растянувшаяся на столетия, сегодня плотно упакована в два дня.
С другой стороны, хорошо что “Цезарь”, а не "Destiny sphere" или "Ганджубасовые войны".