будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Синельщикова Екатерина

Двуглавый БерлусПутин

Двуглавый БерлусПутин
5
Театр.doc. Источник: Екатерина Синельщикова

 В Театре.doc состоялась первая открытая читка пьесы итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии Дарио Фо «БерлусПутин» (2003). Сатира на Сильвио Берлускони и Владимира Путина в Италии ставится под названием «Двуглавая аномалия» (L'anomalo bicefalo).

Фо получил Нобелевскую премию по литературе  за то, что «в духе средневековых шутов бичует власть и отстаивает интересы угнетенных». На его счету полсотни спектаклей в жанре commedia dell’arte, политической сатиры, гротеска, буффонады. По словам Дарио Фо, государство заморило голодом культурную жизнь Италии, а «из-за цензуры расплодилась самоцензура среди писателей и драматургов. Правительство решает, какие программы должны быть на телевидении. Всё сегодня в руках Берлускони. Италия погрузилась в духовный психоз», - сказал драматург в Национальном музее Копенгагена.

Официально цензуры в Италии, как и в России, нет. Однако это не мешает правительству контролировать основной информационный поток: Берлускони владеет тремя частными телеканалами и, будучи премьер-министром, контролирует три государственных. То есть прийти на телевидение с острой политической сатирой практически невозможно. А если учесть, что лишь 5% итальянцев, по словам Дарио Фо, читают газеты, половина из которых придерживаются правой ориентации, картина становится еще более безрадостной.

«У Дарио Фо и его жены Франки Раме свой собственный театр, запретить официально им никто и ничего не может. Но площадки  своей у них нет, поэтому играют на чужих. И хотя "Двуглавая аномалия" не была запрещена, препоны для того, чтобы она игралась в театре, конечно же, ставились», - рассказала режиссер российского спектакля Варвара Фаэр.

Гастроли этой пьесы прошли в 40 странах. В родной Италии «Двуглавую аномалию» приходилось ставить где-то на задворках – все крупные, авторитетные театры, рассказывает Варвара Фаэр, отказывали в просьбе предоставить сцену.

«Если копнуть глубже, то там все намного интереснее, - говорит Варвара Фаэр. - Некий политик Де Утри, который упоминается в итальянской версии спектакля, потребовал от Дарио Фо компенсацию в миллион евро за оскорбления, утверждая, что Фо вышел за рамки сатиры».

Видеосъемку спектакля согласился показать лишь маленький, бедный канал ATLANTIDE.TV. Но и тут не обошлось без эксцессов: трансляция прошла без звука.

Сам Дарио Фо воспринял отключение звука  как нарушение своих прав и хотел подать в суд. После этого в газетах стала появляться информация о том, что спектакль будет показан со звуком. Драматург решил, что это не страх перед судом, а чисто политическое решение. При последующих полноценных показах пресса писала, что Дарио Фо победил цензуру.

«После первых показов пьесы на вопрос, кто ему менее противен – Путин или Берлускони, Дарио Фо отвечал, что все-таки Берлускони ему нравится больше, поскольку он худо-бедно дал ему поставить пьесу в Италии, а вот то, что она может быть показана в России, он сильно сомневается».

Тем не менее Театр.doc собирается это сделать. В рамках читки пока было представлено только первое действие.

Переводят пьесу Паоло Грузовин и Светлана Белова. Дело не ограничивается собственно переводом, приходится адаптировать текст к российским реалиям. Светлана пояснила: «Мы искали аналогии у Путина. Все-таки Дарио Фо ориентировался на Берлускони, а Путин для него является второстепенным персонажем. У нас все наоборот».

Герои пьесы - два друга, Сильвио и Володя, отдыхают на вилле первого: ходят в кимоно, занимаются карате, спят на кровати, которую когда-то Путин подарил Берлускони. Неожиданно на них нападают бандиты: они стреляют в премьер-министра Сильвио и в тогдашнего президента России Путина, попадая обоим в головы. Путина удается спасти, втайне ото всех пересадив ему одно из полушарий мозга Берлускони. Тут-то и происходит самое интересное. Спасенный Путин возвращается в Россию, но начинает страдать раздвоением личности и почти ничего не помнит. Он часто переходит с русского на итальянский, пугая жену Людмилу. Она, в свою очередь, рассказывает Путину о его жизни до происшествия на вилле: как по вине премьера утекают деньги из пенсионного фонда, богатеют чиновники и нищенствует народ. Владимир Владимирович ничего не помнит и лишь произносит: «Это все я сделал?».

Режиссер «БерлусПутина» считает, что этим спектаклем Дарио Фо задался вопросом: если минус помножить на минус, может ли получиться плюс?

В пьесе сосуществуют несколько планов. Первый: происшествие на вилле и диалог Путина и Людмилы, второй — пробы на роль Людмилы Путиной в съемочном павильоне. Действующие лица – режиссер (Сергей Епишев) и актриса (Евдокия Германова). Режиссер снимает фильм, высмеивающий политику Путина и его личную жизнь. Актриса несколько раз хочет остановить съемки, но все-таки продолжает играть ради аванса.

Играть жену премьера может оказаться небезопасным: в пьесе Людмила Путина – невзрачная, несчастная женщина, которая выставляет свою семейную жизнь на показ в нелучших красках. На подборе актеров для «БерлусПутин» от ролей отказалось два человека, а открытую читку посетили представители итальянского посольства.

«Что касается проблем с правительством или с неофициальной цензурой… Давайте уж поставим, пригласим в гости Дарио Фо, а потом и посмотрим – будут проблемы или нет», - говорит Фаэр.

На сцене Театра.doc много ироничных и едких реплик о ситуации в России. Но смотреть такую политическую сатиру интересно не всем: «Мне не интересен Путин. И Берлускони, честно говоря, тоже. А вот на ядовитых пауков я бы посмотрел», - сказал один из зрителей.

Ядовитые пауки должны появиться во втором действии. Полную постановку зрители, скорее всего, смогут увидеть осенью. Режиссер поясняет: «Вряд ли постановка возможна в каком-то другом театре, поскольку Театр.doc – свободное пространство, отличающееся своим бесстрашием в отношении актуальных тем. Аналогов, к сожалению, пока нет. Возможно, сам театр выйдет с этим спектаклем на более крупную площадку. Структура пьесы (написанной в лучших традициях площадного театра) предусматривает тысячную аудиторию».

Поскольку Театр.doc - театр частный, репертуар он определяет сам. Но чтобы повлиять на его работу, существуют такие косвенные методы, как проверка пожарниками, санитарно-эпидемиологической службой или неожиданное телефонное «минирование» здания в вечер премьеры.

Спектакли, сопоставимые с «БерлусПутиным» по степени остроты гастролируют в Москве по клубам. Группа Романа Индыка показывает «Офисное блядство» - в одной из частей которого высмеивается Путин. Театр имени Йозефа Бойса организовывал актерские читки стенограмм встреч Путина с деятелями культуры.

Сложно спрогнозировать, возникнут ли у режиссера и актеров «БерлусПутина» проблемы с властями. До этого прецедента в театральной сфере, кажется, не было. Возможно, политики предпочтут не обращать внимания и отнесутся к этому как к безобидным укусам комара.

Синельщикова Екатерина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).